Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 196 | 196 | 196 | 196 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.
1.1. | Цели курса: - формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов; - создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства; - научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур; - помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях разных видов искусства. Задачи курса: - приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов; - развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства; - обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования; - формирование у студентов культурно-исто рической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; - реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности. - ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв; - развитие навыков стилистического анализа художественных произведений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции |
ОПК-6 | способностью к когнитивной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; - интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; - воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; - выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства; - воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; - уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика; - находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; - владение принципами классификации художественных культур народов мира; - владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; - самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII века. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса.Периодизация. Историография.Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.2. | Историография русского искусства XVIII - первой половины XIX века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.3. | Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.4. | Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.5. | Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. (Подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.6. | Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.7. | Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (Подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.8. | Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
1.9. | Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. (Подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 3 | 24 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
Раздел 2. Искусство первой половины XIX века. | ||||||
2.1. | Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века.(Подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.5. | Стили и направления. | Сам. работа | 3 | 24 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.6. | К.Брюллов, П.Федотов и др. мастера. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.7. | Скульптура первой половины XIX века. | Сам. работа | 3 | 24 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.8. | Развитие русского пейзажа в певой половины XIXв. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.9. | Итоги развития русского искусства в первой половине XIX века. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.10. | Стили и направления, виды и жанры, ведущие мастера русского искусства первой четверти XIX века. | Сам. работа | 3 | 24 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.11. | Зачет | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме. «2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Ильина Т.В. | : учебник | ЮРАЙТ// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2018 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
Л3.2 | Степанская А.Г. | Русское искусство XVIII века: Программа и учебно-методические материалы | Барнаул.- Издательство АГУ, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | 3. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека) | |||
Э4 | 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru | |||
Э5 | 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э6 | 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows; Power Point; Microsoft Office; Windows Media Center; | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru. |
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории: - Лаборатории информационных технологий. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |