МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техники графики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
доцент, доцент Бочкрвская В.И.

Рабочая программа дисциплины
Техники графики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Техника графики» является дать развернутое представление о многообразии выразительных средств графики, об исторически сложившихся стилевых направлениях графики, о возможностях практического применения различных техник графики в произведениях современного графического дизайна.
Задачи:
- Знакомство с выдающимися призведениями графического искусства;
- знакомство с материалами и техниками уникальной графики: гр. карандаш, тушь-перо, мягкий материал и др.
- знакомство с основными техниками печатной графики: офорт, линлгравюра, монотипия и др.
- приобретение навыков использования выразительных средств графики для создания графического художественного образа.
- приобретение навыков создания графических работ в различных техниках графики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Выразительные средства, элементы графики, особенности их использования при выполнениии графического произведения;
- Виды,материалы и техники графики;
- Особенности произведений графического искусства выполненных в различных техниках печатной и уникальной графики;
- творчество выдающихся графиков;
- основы перспективы и светотени как основы реалистического графического изображения;
- основы декоративной графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Определять техники и материалы выполнения графического произведения;
- выбирать и использовать выразительные средства, элементы графики, максимально раскрывающие творческую идею выполняемого графического изображения;
- использовать особенности различных графических материалов для решения различных творческих задач при создании графического произведения;
- выполнять реалистические, декоративные, проектные графические изображения;
- грамотно оформлять графические произведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Методами и технологией классических техник графики;
- изобразительными, выразительными средствами графики с целью решения конкретных творческих задач графики;
- способами и средствами создания графического художественного образа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Графика - вид пластического (изобразительного) искусства
1.1. Предмет, цель, задачи курса Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2
1.2. Выразительные,изобразительные средства графики Сам. работа 5 6 Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.3. Особенности создания художественного графического образа Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Особенности использования изобразительных, выразительных средств графики на примере произведений выдающихся мастеров изобразительного искусства Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
1.5. Шедевры линейной графики Анри Матисса, Пабло Пикассо Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Штрих в офортах Рембрандта и рисунках Ван Гога Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Силуэтная графика "Мира искусства" Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.2
1.8. Сочетание изобразительных средств графики в произведениях А. Дюрера, О. Бердслея Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды графики
2.1. Печатная графика Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Уникальная графика Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2
2.3. Виды плаката - рекламный, агитационный, политический, сатирический, информационный, социальный и др. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Способы и методы выполнения - рисованный плакат, фотоплакат, шрифтовой плакат. Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Рекламные вывески ремесленных и торговых лавок, информационные подписи и листы, как начало формирования плаката Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Плакат в Европе Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
2.7. Русский лубок Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.2
2.8. Революционный плакат в России Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1
2.9. Плакат времен Великой Отечественной войны Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Книжная графика и композиция Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Современный плакат (Франция, Польша, Германия, Япония, Россия) Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Элементы книжной графики - обложка, суперобложка, титульный лист, иллюстрация, виньетка, экслибрис и др. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
2.13. Проблема создания выразительного художественного образа в иллюстрации Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Выдающиеся мастера книжной графики Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Графическая композиция
3.1. Основы композиции в графическом произведении Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности декоративной графики Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Основные законы и понятия композиции (масштаб, формат, ритм, симметрия, ассимеирия) Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Плоскость и максимальная условность как особенности декоративной графической композиции Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Стилизация в графической композиции Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Зачет 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебник М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.