МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные концепции экономической мысли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Н.В. Ярцева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент И.Е.Каплинская

Рабочая программа дисциплины
Современные концепции экономической мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки "Экономика", утвержден 12.11.2015, №1327 (уровень бакалавриата)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Ввести студента в круг знаний, составляющих основу профессиональной культуры экономиста
• Познакомить с основными особенностями ведущих школ и направлений современной экономической теории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности функционирования современной экономики и ведущие школы и направления экономической теории;
- этапы становления экономической науки;
- основные идеи главных направлений современной экономической мысли (марксизма, австрийской школы, неоклассического направления: кембриджской, лозаннской школ, американского монетаризма, «новой классики»; кейнсианства, институционализма и эволюционной экономики;
- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
• - связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки своей позиции;
- ориентироваться в современных теоретических и политических дискуссиях, определять место приводимых концепций в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
- оценивать экономические идеи и политэкономические доктрины с учётом социально-экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки методологических подходов к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений экономической мысли;
- навыками анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способствующих выявлению изменения социально-экономических показателей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и институциональные основы СКЭМ
1.1. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Сам. работа 8 10 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений и школ современной экономической мысли
2.1. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Сам. работа 8 10 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.12. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.13. Современные концепции трансформации капитализма Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.14. Современные концепции трансформации капитализма Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.15. Современные концепции трансформации капитализма Сам. работа 8 10 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика развития экономической теории Запада во второй половине ХХ века.
2. Неокейнсианская теория цикличности.
3. Основные положения теории накопления капитала в рамках кембриджской школы посткейнсианства.
4. Американское (монетарное) посткейнсианство.
5. Неоклассические теории роста: модель Р. Солоу.
6. Проблема занятости в рамках американского монетаризма.
7. Теория « рациональных ожиданий» как вариант современного консерватизма.
8. Особенности развития и основные направления институционализма в послевоенный период.
9. Теория прав собственности и трансакционных издержек в рамках неоинституционализма.
10.Теория экономической организации.
11.Теория общественного выбора.
12 Теория «человеческого капитала».
13. Теории «индустриального» и «нового» индустриального общества (Гэлбрейт, Хэйлбронер, Фурастье).
14. Поведенческая теория фирмы.
15. Основные направления теории эволюционной экономики. .
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Неокейнсианская теория экономического цикла.
2. Сущность «неоклассического синтеза».
3. Теория стоимости и ценообразования П. Сраффы.
4. Неоклассические теории роста: модель Д. Мида.
5. Теория «экономики предложения» как вариант современного консерватизма.
6. Основные положения теории современного капитализма Ф. Перу.
7. Методологические особенности и основные разделы «новой» институциональной теории.
8. «Экономика права» как вариант «нового» институционализма.
9. Первые теории трансформации капитализма ( Минз, Берли, Друкер).
10. Теории постиндустриального общества Д. Белла и П. Флекснера.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
отдельный файл в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. В.С. Автономова, Н.А. Макакшевой, О.И. Ананьина. История экономических учений: Учебное пособие М.: Инфра-М, 2009
Л1.2 Под ред. А.Г. Худокормова История экономических учений (современный этап): М.: ИНФРА-М, 2007
Л1.3 Под ред. В.С.Автономова и С.А. Афонцева. Панорама экономической мысли конца ХХ века. : СПб: Экономическая школа, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блауг М. 100 великих экономистов после Кейнса : Спб: Экономическая школа, 2005
Л2.2 Худокормов А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада : М.: ИНФРА-М, 2009
Л2.3 Хайлбронер Р Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи.: М.:Колибри, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - http://gallery.economics.ru
Э2 - http : // cepa. Newschool. Edu/ het
Э3 - http: // w.w.w. ecn. Bris. Ac.uk/het/index.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартные - Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
нформационные справочные системы:
• Электронная-библиотечная система (ЭБС);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий с компютером и выходом в Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке доклада

Подготовка доклада направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Доклад должен отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Тема доклада, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем доклада может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).

В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании доклада.