Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Международная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_МЭ-1-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор А.Я. Троцковский
1.1. | • Ввести студента в круг знаний, составляющих основу профессиональной культуры экономиста • Познакомить с основными особенностями ведущих школ и направлений современной экономической теории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные закономерности функционирования современной экономики и ведущие школы и направления экономической теории; - этапы становления экономической науки; - основные идеи главных направлений современной экономической мысли (марксизма, австрийской школы, неоклассического направления: кембриджской, лозаннской школ, американского монетаризма, «новой классики»; кейнсианства, институционализма и эволюционной экономики; - характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами; • - связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; - ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки своей позиции; - ориентироваться в современных теоретических и политических дискуссиях, определять место приводимых концепций в структуре основных школ и направлений экономической мысли; - оценивать экономические идеи и политэкономические доктрины с учётом социально-экономических процессов и явлений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки методологических подходов к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче; - навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений экономической мысли; - навыками анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способствующих выявлению изменения социально-экономических показателей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические и институциональные основы СКЭМ | ||||||
1.1. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Практические | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Практические | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений и школ современной экономической мысли | ||||||
2.1. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Лекции | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Лекции | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Практические | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.9. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.10. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.11. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 | |
2.12. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.13. | Современные концепции трансформации капитализма | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.14. | Современные концепции трансформации капитализма | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.15. | Современные концепции трансформации капитализма | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Общая характеристика развития экономической теории Запада во второй половине ХХ века. 2. Неокейнсианская теория цикличности. 3. Основные положения теории накопления капитала в рамках кембриджской школы посткейнсианства. 4. Американское (монетарное) посткейнсианство. 5. Неоклассические теории роста: модель Р. Солоу. 6. Проблема занятости в рамках американского монетаризма. 7. Теория « рациональных ожиданий» как вариант современного консерватизма. 8. Особенности развития и основные направления институционализма в послевоенный период. 9. Теория прав собственности и трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. 10.Теория экономической организации. 11.Теория общественного выбора. 12 Теория «человеческого капитала». 13. Теории «индустриального» и «нового» индустриального общества (Гэлбрейт, Хэйлбронер, Фурастье). 14. Поведенческая теория фирмы. 15. Основные направления теории эволюционной экономики. . |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Неокейнсианская теория экономического цикла. 2. Сущность «неоклассического синтеза». 3. Теория стоимости и ценообразования П. Сраффы. 4. Неоклассические теории роста: модель Д. Мида. 5. Теория «экономики предложения» как вариант современного консерватизма. 6. Основные положения теории современного капитализма Ф. Перу. 7. Методологические особенности и основные разделы «новой» институциональной теории. 8. «Экономика права» как вариант «нового» институционализма. 9. Первые теории трансформации капитализма ( Минз, Берли, Друкер). 10. Теории постиндустриального общества Д. Белла и П. Флекснера. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
отдельный файл в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. В.С. Автономова, Н.А. Макакшевой, О.И. Ананьина. | История экономических учений: Учебное пособие | М.: Инфра-М, 2009 | |
Л1.2 | Под ред. А.Г. Худокормова | История экономических учений (современный этап): | М.: ИНФРА-М, 2007 | |
Л1.3 | Под ред. В.С.Автономова и С.А. Афонцева. | Панорама экономической мысли конца ХХ века. : | СПб: Экономическая школа, 2002 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Блауг М. | 100 великих экономистов после Кейнса : | Спб: Экономическая школа, 2005 | |
Л2.2 | Худокормов А.Г. | Экономическая теория. Новейшие течения Запада : | М.: ИНФРА-М, 2009 | |
Л2.3 | Хайлбронер Р | Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи.: | М.:Колибри, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | - http://gallery.economics.ru | |||
Э2 | - http : // cepa. Newschool. Edu/ het | |||
Э3 | - http: // w.w.w. ecn. Bris. Ac.uk/het/index.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Стандартные - Windows | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
нформационные справочные системы: • Электронная-библиотечная система (ЭБС); |
Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий с компютером и выходом в Интернет. |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Методические рекомендации по подготовке доклада Подготовка доклада направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Доклад должен отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Тема доклада, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем доклада может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании доклада. |