МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Горбунова Алла Юрьевна, доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"

Рецензент(ы):
к.э.н., Капустян Лариса Анатольевна, доцент кафедры «Региональной экономики и управления»

Рабочая программа дисциплины
Управление проектом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2016-2017 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, профессор кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, профессор кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление студентам об особом направлении в менеджменте – управление проектами, а так же в приобретении ими навыков эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - основные термины и понятия, курса;
- методы оценки технико-экономического обоснования проектных решений;
- методы управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
- теоретические положения курса

3.2.Уметь:
3.2.1. - проводить сравнение различных терминов курса и отделять их от смежных понятий;
-принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
- выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений;
- применять основные теоретические положения на практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - расчета технико-экономических показателей проектных решений;
- сравнения технико-экономических показателей проектных решений;
- технико-экономического обоснования проектных решений;
- сбора информации необходимой для управления проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
- анализа информации необходимой управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
- принятия участия в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла:



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектно - ориентированный подход в менеджменте
1.1. Актуальность и понятие проектного управления Лекции 7 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальность и понятие проектного управления Практические 7 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность и понятие проектного управления Сам. работа 7 15 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Участники проекта. Виды проектов Лекции 7 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Участники проекта. Виды проектов Практические 7 8 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности управления проектами
2.1. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Лекции 7 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Участники проекта. Виды проектов Сам. работа 7 20 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Практические 7 8 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Сам. работа 7 20 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Оценка экономической эффективности проектов Лекции 7 6 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Оценка экономической эффективности проектов Сам. работа 7 20 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Оценка экономической эффективности проектов Практические 7 10 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Планирование проектов Практические 7 10 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Планирование проектов Лекции 7 8 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Планирование проектов Сам. работа 7 18 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Практические 7 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Организационные структуры управления проектами Лекции 7 10 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Сам. работа 7 10 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Экзамен 7 27 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Характеристика экономических систем при переходе к постиндустриальному обществу. Конкурентоопределяющие факторы компании
2. Современные требования к системе менеджмента
3. Понятие проекта
4. Понятие управления проектом, его содержание
5. Основные участники проекта и их характеристики
6. Виды проектов (терминальные)
7. Виды проектов (развивающиеся)
8. Виды проектов (открытые)
9. Виды проектов (мультипроекты)
10. Программы и портфели проектов
11. Содержание и этапы разработки концепции проекта (Формирование идеи и постановка целей проекта. Маркетинговые исследования идеи проекта)
12. Содержание и этапы разработки концепции проекта (Структуризация проекта. Анализ риска и неопределенности)
13. Содержание и этапы разработки концепции проекта (Структуризация проекта. Выбор варианта реализации проекта.)
14. Характеристика показателей, оценивающих эффективность проектов (Чистый доход. Потребность в финансировании проекта)
15. Характеристика показателей, оценивающих эффективность проектов (Момент, срок окупаемости с учетом дисконтирования. Чистый дисконтированный доход)
16. Характеристика показателей, оценивающих эффективность проектов (Внутренняя норма доходности. Индекс доходности дисконтированных инвестиций)
17. Характеристика показателей, оценивающих эффективность проектов (Чистый дисконтированный доход. Сумма дисконтированных инвестиций)
18. Понятие планов реализации проекта. Классификация планов по времени.
19. Классификация планов реализации проектов по содержанию (Продуктово – тематический план. Календарный план)
20. Классификация планов реализации проектов по содержанию (Технико-экономический (ресурсный) план. Бюджет)
21. Понятие и содержание бизнес-плана
22. Классификация планов реализации проектов по уровню проекта (степени охвата работ проекта)
23. Характеристика организационной структуры управления проектами (Линейно-функциональная структура)
24. Характеристика организационной структуры управления проектами (Матричная структура)
25. Характеристика организационной структуры управления проектами (Проектно-целевая структура)
26. Характеристика организационной структуры управления проектами (Дивизиональная структура)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Проектно - ориентированный подход в менеджменте.
2.Виды и содержание проектов. Классификация проектов.
3. Принципы управления проектами.
4. Характеристика терминальных проектов.
5. Характеристика развивающихся проектов.
6. Характеристика открытых проектов.
3.Стадии жизненного цикла проектов.
4.Формирование идеи и постановка целей проекта.
5.Маркетинговые исследования идеи проекта.
6.Структуризация проекта.
7.Анализ риска и неопределенности проекта.
8.Выбор варианта реализации проекта.
9.Характеристика основных показателей экономической эффективности проектов. Критерии эффективности проекта.
10.План реализации проекта. Классификация планов.
11. Инструменты управления проектами.
12. Разработка сетевого графика проекта.
13. Формирование проектной команды.
14. Особенности мотивации исполнителей проекта.
15.Условия применения, преимущества, недостатки различных типов организационных структур управления проектами.
16. Управление стоимостью и продолжительностью проекта.
17. Управление качеством проекта.
18. Управление проектными рисками.




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вылегжанина А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие из университетской библиотеки "Оnline" М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие из университетской библиотеки "online" Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
6.3. Перечень программного обеспечения
Перечень программного обеспечения
1. Open Office
2. 3D Canvas
3. Blender
4. Visual Studio 2008
5. Python c расширениями PIL, Py OpenGL
6. FAR (с плагином colorer)
7. XnView
8. 7-Zip
9. AcrobatReader
10. GIMP
11. Inkscape
12. Paint.net
13. VBox
14. Ghostscript
15. PS printer
16. ImageMagik
17. Mozila FireFox
18. Chrome
19. AVP Kasperskiy
20. Eclipse(PHP,C++, Phortran)
21. PSPP
22. Библиотека MPICH2
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др.
Аудитории, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет и к справочно-поисковым системам Гарант и КонсультантПлюс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.