МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. ист. н., доцент Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы композиции в дизайне» является активизация творческой инициативы студентов при ознакомлении их с основными свойствами композиции и закономерностями организации объемно-пространственных форм.
Задачи:
-усвоить общие принципы и навыки художественно-композиционного мышления;
-обучить методу творческого поиска;
-овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения;
-научить выполнять эмоционально-выразительную и содержательно-заданную объемно-пространственную композицию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление, что композиция – неотъемлемая часть творческой работы современного дизайнера; понимать ряд существенных факторов в построении композиции в дизайне. Иметь предстваление о методе абстрактного теоретического отвлечения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать основы композиционного проектирования объектов; знать основные принципы композиции и объективные закономерности построения объемно-пространственных форм. Виды композиционного построения дизайн – проектов, теоретические основы композиции; закономерности построения художественной формы и особенности её восприятия, технологию производства и оформления дизайн-проектов в сфере применения. теоретические основы композиции; закономерности построения художественной формы и особенности её восприятия; особенности графики.
Уметь использовать полученные знания в практической работе над проектом, в решении экстерьеров и интерьеров различных зданий; знать основные принципы композиции и объективные закономерности построения объемно-пространственных форм. Различать функциональную, эстетическую, конструктивную ценность объектов дизайна; создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна. Использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна; выдерживать соотношения предметов; соблюдать закономерности соподчинения элементов; принципы и законы композиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки научного исследования при создании художественного образа в дизайне. Владеть навыками выполнения проектирования в форме современного композиционного формообразования. Практическим опытом применения профессиональных методик выполнения графических работ в пределах поставленных задач. Средствами композиционного формообразования; специальными выразительными средствами; принципами создания симметричные и ассиметричных композиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Художественные свойства графических средств Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Развитие композиционно-пластических форм Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Композиционно – художественные свойства материала в объектах дизайна. Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Выполнение упражнений на выявление характера линейно – пространственной формы Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Выполнение упражнений на выявление фактуры материалов. Построение композиции с контрастным сочетанием световых форм. Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Способы и средства гармонизации художественной формы
2.1. Выполнение графически разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение графически разных композиций на выражение статики или динамики простых геометрических форм. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.5, Л2.1, Л1.1
2.2. Виды зрительной и физической стабильности формы в композиции. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.3. Построение симметрической и асимметрической графической композиции. Построение композиции с организацией метрического и ритмического порядка. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.5, Л1.1
2.4. Построение композиции с использованием разных отношений и пропорций («золотого сечения», «модульной сетки»). Построение разномасштабных графических композиций Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.4, Л1.1
2.5. Построение композиции с использованием разных графических форм по принципу их структур соподчинённости с выделением доминанты. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.6. Выполнение графических и пластических структур, отвечающих разным закономерностям формообразования в природе. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.4, Л1.1
2.7. Построение графических и пластических композиций , чётко раскрывающих тему (образ). Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.8. Организация композиционной структуры с использованием различных композиционных средств, подчинение её принципу «целостности» Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.4, Л1.1
2.9. Выполнение фронтальной композиции Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.5, Л1.1
2.10. Выполнение пространственной композиции Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.11. Зачет 3 4 Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред.: Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования, мастера и теоретики: иллюстрир. слов. : справ.; учеб. пособие М. : Архитектура-С, , 2004
Л2.2 Ред.: Г. Б. Минервин, В. Т., В. Т. Шимко Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования: Учебное пособие М. : Архитектура-С, , 2004
Л2.3 Михайлов С. Основы дизайна: М:.Эдиторика , 2002
Л2.4 Голубева О. Л. Основы композиции: М:.Изд. Дом «Искусство», 2005
Л2.5 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;