МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 20 36 38
Практические 36 36 36 34 72 70
Сам. работа 90 90 99 99 189 189
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 180 180 324 324

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Турлюн Л. Н.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Формообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой композиционного дизайна, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата;
Задачи:
-научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции;
-научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ;
-научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно - графических материалов и структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о специфике композиционного дизайна, основах формообразования; современных системах электронного дизайна. Знать средства графического дизайна; теоретические основы фомообразования; законы, основные принципы, методы и средства художественного формообразования; современные системы электронного дизайна, этапы разработки информационной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выполнять эскизы; создавать пластические макеты композиций; формировать графические изображения в системах растровой и векторной графики; анализировать конструктивные особенности объектов формообразования, разрабатывать колористическое решение художественной формы; оперировать понятиями и категориями композиционного формообразования; организовывать пространство из предметов-элементов композиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами творческого процесса; практическими навыками самостоятельной творческой работы; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; навыками работы с прикладным программным обеспечением для решения задач дизайна.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Формообразование. История и современность. Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества.Формообразование как процесс создания формы. Понятие форма. Принципы формообразования. Практические 4 10 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Построить графическую композицию по заданной форме. Лекции 4 8 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств Практические 4 8 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.4. Моделирование композиции из простых геометрических тел. Лекции 4 8 ПК-32 Л3.2, Л2.4, Л1.2
1.5. Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). Практические 4 4 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.6. Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. Сам. работа 4 6 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы
2.1. Средства композиционной гармонизации художественной формы: нюанс-контраст, статика-динамика. Разработка эскизов на построение симметричной и асимметрической композиции Практические 4 8 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.2. Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции Сам. работа 4 2 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.4
2.3. Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). Лекции 4 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.4. Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) Сам. работа 4 62 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. Практические 4 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.6. Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции.Выполнение эскизов коллажа. Практические 4 4 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.7. Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. Сам. работа 4 20 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.4
Раздел 3. Пластика
3.1. Пластические композиционные средства. Пластический характер. Линейно-пластическая форма и её особенности. Выполнение упражнений на выявление характера линейно - пластической формы. Практические 5 10 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.2. Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. Лекции 5 8 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. Практические 5 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Виды композиций
4.1. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа Лекции 5 10 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) Сам. работа 5 19 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов
5.1. Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. Лекции 5 2 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. Практические 5 12 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Графический дизайн
6.1. Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений в Paint,PaintNet. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров Сам. работа 5 40 ПК-32 Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Местная коррекция и ретушь изображения. Слои, маски и каналы. Фильтры и эффекты. Создание композиции со сложными контурами на модульной основе.Построение объемно-пространственного изображения. Получение изображений на основе фотоматериалов. Разработка фотоколлажа, фотомонтажа. Практические 5 10 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.3. Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом Сам. работа 5 40 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Порядок расположения цветов и их названия в цветовом круге.
2.Назовите основные характеристики цвета.
3.Расскажите о контрастных цветах. Приведите примеры.
4.Раскройте понятие теплохолодности цветов.
5.Расскажите об ахроматических и хроматических цветах.
6.Виды цветовых гармоний.
7.Расскажите о комбинировании по цветовому кругу.
8.Комбинирование по принципу дополнения.
9.Цветовая композиция: монохромия, полярная, многоцветие.
10.Понятие об основных и смешанных цветах.
11.Психологическое воздействие цвета.
12.Понятие цветовой гармонии.
13.Какие виды орнамента вы знаете?
14.Какие разновидности орнаментов по композиционной структуре вы знаете?
15.Расскажите о линейном орнаменте, приведите примеры.
16.Расскажите о стилизации мотивов.
17.Назовите способы стилизации изображений.
18.Расскажите о визуальных коммуникациях.
19.Раскройте понятие фирменный стиль.
20.Раскройте понятие фирменный знак.
21.Раскройте понятие товарный знак.
22.Раскройте понятие фирменный блок.
1.Назовите основные виды композиции.
2.Расскажите о фронтальной композиции.
3.Чем отличается фронтальная композиция от объемной.
4.Порядок выполнения фронтальных композиций.
5.Композиционное равновесие.
6.Статичность и динамичность в композиции.
7.Выразительность абстрактной формы.
1.Расскажите о приемах трансформации плоскости.
2.Расскажите о приеме трансформации плоскости в замкнутый круг.
10.Графические средства выполнения композиции.
11.Расскажите о простейших средствах изобразительного языка.
12.Раскройте понятия симметрия и асимметрия.
13.Расскажите об объемных композициях различной геометрии.
14.Раскройте понятия «модульность» и «комбинаторика».
15.Расскажите о фактуре и текстуре.
16.Расскажите о использовании цвета как средстве формирования архитектурной композиции.
17.Раскройте понятие «архитектоника».
18.Расскажите о характерных особенностях статической композиции.
19.Расскажите об устойчивости в композиции.
20.Соподчиненность целого и его частей.
21.Расскажите о ритме и пропорциях в композиции.
22.Простейшие средства изобразительного языка.
23.Ритмический повтор в композиции.
24.Метрический повтор в композиции.
25.Назовите средства композиции.
26.Назовите свойства и качества композиции.
27.Расскажите об исторических закономерностях развития формы.
28.Расскажите о пропорциях и пропорционировании.
29.Раскройте понятие «контраста» и «нюанса».
30.Расскажите о свойствах и качествах композиции
31.Расскажите о гармонической целостности и образности формы.
32.Назовите основные характеристики цвета.
33.Виды цветовых гармоний.
34.Психологическое воздействие цвета.
35.Графические средства выполнения композиции.
36.Расскажите о приемах трансформации плоскости в замкнутый круг.
37.Расскажите об объемной композиции. Приведите примеры.
38.Раскройте понятия «фактуры» и «текстуры».
39.Модульность и комбинаторика.
40.Фирменный знак. Фирменный стиль.
41.Стилизация орнамента и знаковых систем.
42.Знаковые системы визуальных композиций.
43.Объемно-пространственная композиция.
44.Плоскостная композиция – основные способы построения.
45.Орнаментальная композиция – основные способы построения.
46.Пропорция «Золотое сечение» - числовые и графические признаки.
47.Модуль, модульные сетки.
48.Объемно-пространственная композиция.
49.Целостность, как взаимосвязь формы с пространством.
50.Формообразование – определение.
51.Характерные качества формообразования.
52.Тектоника – определение.
53.Объемно-пространственная структура – определение.
54.Методы художественного конструирования.
55.Пропорция и пропорцианирование.
56.Масштаб и масштабирование.
57.Взаимосвязь пропорции и масштаба.
58.Нюанс и нюансировка.
59.Ритм в объемно-пространственной композиции.
60.Цвет в объемно-пространственной композиции.
61.Тени и пластика.
62.Контраст в объемно-пространственной композиции.
63.Тела вращения – цилиндр.
64.Тела вращения – конус.
65.Макет шара.
66.Технология макетирования.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л1.3 Л. А. Сиденко Компьютерная графика и геометрическое моделирование: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петровичев Е. И. Компьютерная графика: М.: МГГУ, , 2003
Л2.2 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ред.: Г. Б. Минервин, В. Т., В. Т. Шимко Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования: Учебное пособие М. : Архитектура-С, , 2004
Л2.4 Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: : учеб. пособие для вузов Москва, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Турлюн Л.Н. Компьютерная графика: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 5. http://constitutions.ru/archives/1841
Э2 4. http://design-theory.ru/
Э3 3. http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э5 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
6.3. Перечень программного обеспечения
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
6.4. Перечень информационных справочных систем
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий. Специализированная аудитория: компьютерный класс

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.