Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-12-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 183 | 183 | 183 | 183 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов-дизайнеров для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-1 | способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
ПК-3 | способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО |
ПК-8 | готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях; - основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов; - методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков; - теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности; - дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств; - сущность, содержание и структуру образовательного процесса; - формы средства и методы педагогической деятельности; - профессиональную лексику. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального образования; - выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации; - разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях; - проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе; - навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения; - методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста; - навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях; - навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения | ||||||
1.1. | Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
1.2. | Работа с понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины. Подготовка к тестированию | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2 |
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения | ||||||
2.1. | Сущность методической работы педагога профессионального образования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л1.9, Л3.2, Л1.6, Л2.1 |
2.2. | Анализ профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л3.2, Л1.6 |
2.3. | Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации" и выполнение задания в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.2, Л1.6 |
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации | ||||||
3.1. | Виды учебных изданий | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2, Л3.1 |
3.2. | Выполнение задания по теме "Технические средства обучения" в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-1 | Л1.5, Л2.6, Л3.2, Л1.7, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения | ||||||
4.1. | Применение активных и интерактивных методов обучения | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
4.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л3.3, Л1.9 |
4.3. | Словесные методы обучения: практикум | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
4.4. | Подготовка к тесту в электронном курсе. Подготовка к итоговому собеседованию по семестру | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л1.4, Л3.2, Л1.7, Л3.1 |
4.5. | Инновационные методы обучения в профессиональном образовании. Итоговое занятие семестра | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.5, Л2.3, Л1.7, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Дидактическое проектирование | ||||||
5.1. | Дидактические принципы в современном профессиональном образовании | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2 |
5.2. | Эссе "Развитие творческого мышления в профессиональном образовании" | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1, ПК-8 | Л1.5, Л2.6, Л1.9, Л3.2, Л2.1 |
5.3. | Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 3 | 17 | ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2, Л1.8 |
5.4. | Разработка технологической карты практического занятия и тематического плана дисциплины. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса | ||||||
6.1. | Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.2. | Понятие контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов. Фонд оценочных средств | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.5, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
6.3. | Методика составления тестовых заданий | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.4. | Применение метода учебного портфолио в современном образовании | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
6.5. | Разработка варианта применения метода портфолио в учебной дисциплине | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2 |
6.6. | Разработать вариант организации итогового контроля | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
6.7. | Подготовка к тестированию. Выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-8 | Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.7, Л3.3, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.8. | Экзамен | 3 | 13 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний. 2.Системность компонентов процесса профессионального обучения. 3. Сущность методической работы педагога профессионального обучения. 4. Основы отбора содержания профессионального образования. 5. Организационные формы обучения. 6. Специфика учебного процесса в образовательных учреждениях НПО и СПО. 7. Особенности применения активных и интерактивных форм обучения. 8. Государственные образовательные стандарты подготовки специалистов в отрасли. 9. Характеристика профессиограммы специалистов-дизайнеров. Профессиональный стандарт. 10. Метод обучения. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. 11. Словесные методы обучения. 12. Сущность дидактического проектирования. 13. Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету. 14. Текущая работа преподавателя по подготовке к уроку. Поурочный план и конспект как пелагогические проекты. 15. Понятие дидактических целей. Таксономия дидактических целей. 16. Функции, цели и задачи проектного метода в процессе профессионального обучения. 17. Дидактические принципы. 18. Понятие средств обучения и их виды. 19. Современные технические средства обучения. 20. Принцип наглядности обучения и его реализация в современном профессиональном обучении. 21. Мотивация обучения. Методы мотивации обучения. 22. Организация самостоятельной работы учащихся. 23. Контроль хода учебного процесса, проверка знаний, навыков и умений учащихся, оценка успеваемости. 24. Методика составления контрольно-оценочного материала. 25. Контроль качества учебного процесса. Мониторинг системы профессионального образования. 26. Учебное портфолио как средство оценки качества учебных достижений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе: "Выбор средств и методов обучения в соответствии с целями педагогической технологии", "Развитие творческого мышления в профессиональном обучении" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«2» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. ЗАЧЕТ Отметка «зачтено» ставится в случае, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой Отметка «не зачтено» ставится в случае если студент демонстрирует поверхностные знания в рамках учебной программы, ответ логически не правильно построен, в нём допущены значительные неточности. Допускает существенные ошибки в раскрытии понятия, показывает слабое понимание существующих закономерностей; испытывает трудности при исправлении ошибок, отсутствуют выводы. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.А. Красильникова | Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования [Электронный ресурс]: монография | М.: Директ-Медиа, 2013 | |
Л1.2 | Шмелев А.Г. | Практическая тестология: Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом: Монография | ЮрГУ, 2013 | |
Л1.3 | О.А. Филиппова | Обучение эмоциональному речевому воздействию: учеб. пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань»2017, 2012 | |
Л1.4 | Н. В. Матяш | Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
Л1.5 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов | Педагогика: учебник | М.: Академия, 2011 | |
Л1.6 | Новиков В.А., Бабыкин.С.В. | Требования к содержанию образовательных программ (государственных образовательных стандартов) среднего и высшего профессионального образования в России и за рубежом: учебное пособие | М. : АСМС // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2011 | |
Л1.7 | Семендяева О.В. | Аудиовизуальные технологии обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие | КГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.8 | Юшко, Г.Н. | Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения [Электронный ресурс] : монография | Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2011 | |
Л1.9 | О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева | Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие | АлтГУ, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шмакова А.П. | Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография | М.: "ФЛИНТА" , 2013 | |
Л2.2 | О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева | Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография | АлтГУ, 2008 | |
Л2.3 | Скакун В. А. | Организация и методика профессионально образования. : | М.: - Академия, 2007 | |
Л2.4 | Эрганова, Н. Е | Методика профессионального обучения : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2008 | |
Л2.5 | Сластенин В.А. | Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л2.6 | Петрушин В.И. | Психология и педагогика художественного творчества: | М.: Академический проект., 2006. | |
Л2.7 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. | Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов | М. : Изд-во Школьная Пресса, , 2002 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Лебедева М.Б. | Интеграция педагогических и информационных технологий в работе преподавателя профессиональной школы: Учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь | СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 | |
Л3.2 | Г.И. Кругликов | Методика профессионального обучения с практикумом: учебник | М.: Академия, 2007 | |
Л3.3 | Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. | Общая и профессиональная педагогика: сборник практических и самостоятельных работ: учебное пособие | Барнаул, АлтГУ, , 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебник | lit.lib.ru | ||
Э2 | Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие | window.edu.ru | ||
Э3 | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь | slovo.yaxy.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Браузеры Google Chrome или Mozilla Firefox | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс |
Освоение курса «Методики профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических и самостоятельных занятий на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины. Программой предусматривается выполнение самостоятельных заданий, которые представляются и анализируются на практических занятиях. Это подготовка дидактических материалов для обсуждения их на семинарах, выполнение образцов заданий, составление конспектов и карт уроков теоретического и производственного обучения, разработка планов и программ обучения. Основная цель практических и самостоятельных работ - расширить и углубить знания студентов по теоретическим вопросам, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Программой предусмотрены разработки конспектов и карт занятий, выполнение эскизов наглядного материала к ним, разработка программ. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой. |