Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 12 | 4 | 14 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 6 | 32 | 22 |
Сам. работа | 194 | 194 | 81 | 81 | 275 | 275 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 216 | 216 | 108 | 108 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.
1.1. | Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой композиционного дизайна, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата; Задачи: -научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции; -научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ; -научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно - графических материалов и структур. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-32 | способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о специфике композиционного дизайна, основах формообразования; современных системах электронного дизайна. Знать средства графического дизайна; теоретические основы фомообразования; законы, основные принципы, методы и средства художественного формообразования; современные системы электронного дизайна, этапы разработки информационной архитектуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь выполнять эскизы; создавать пластические макеты композиций; формировать графические изображения в системах растровой и векторной графики; анализировать конструктивные особенности объектов формообразования, разрабатывать колористическое решение художественной формы; оперировать понятиями и категориями композиционного формообразования; организовывать пространство из предметов-элементов композиции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методами творческого процесса; практическими навыками самостоятельной творческой работы; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; навыками работы с прикладным программным обеспечением для решения задач дизайна. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественные средства построения композиции | ||||||
1.1. | Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств | Сам. работа | 3 | 50 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.2. | Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). | Практические | 3 | 14 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.3. | Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы | ||||||
2.1. | Средства композиционной гармонизации художественной формы: нюанс-контраст, статика-динамика. Разработка эскизов на построение симметричной и асимметрической композиции | Практические | 3 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.2. | Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). | Лекции | 3 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.3. | Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции | Сам. работа | 3 | 58 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.4 |
2.4. | Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) | Сам. работа | 3 | 80 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.6. | Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. | Сам. работа | 4 | 40 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.4 |
Раздел 3. Пластика | ||||||
3.1. | Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. | Лекции | 4 | 8 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 4. Виды композиций | ||||||
4.1. | Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа | Лекции | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.2. | Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) | Сам. работа | 4 | 21 | ПК-32 | Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов | ||||||
5.1. | Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. | Лекции | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. | Практические | 4 | 2 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Графический дизайн | ||||||
6.1. | Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений в Paint,PaintNet. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-32 | Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
6.2. | Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-32 | Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Порядок расположения цветов и их названия в цветовом круге. 2.Назовите основные характеристики цвета. 3.Расскажите о контрастных цветах. Приведите примеры. 4.Раскройте понятие теплохолодности цветов. 5.Расскажите об ахроматических и хроматических цветах. 6.Виды цветовых гармоний. 7.Расскажите о комбинировании по цветовому кругу. 8.Комбинирование по принципу дополнения. 9.Цветовая композиция: монохромия, полярная, многоцветие. 10.Понятие об основных и смешанных цветах. 11.Психологическое воздействие цвета. 12.Понятие цветовой гармонии. 13.Какие виды орнамента вы знаете? 14.Какие разновидности орнаментов по композиционной структуре вы знаете? 15.Расскажите о линейном орнаменте, приведите примеры. 16.Расскажите о стилизации мотивов. 17.Назовите способы стилизации изображений. 18.Расскажите о визуальных коммуникациях. 19.Раскройте понятие фирменный стиль. 20.Раскройте понятие фирменный знак. 21.Раскройте понятие товарный знак. 22.Раскройте понятие фирменный блок. 1.Назовите основные виды композиции. 2.Расскажите о фронтальной композиции. 3.Чем отличается фронтальная композиция от объемной. 4.Порядок выполнения фронтальных композиций. 5.Композиционное равновесие. 6.Статичность и динамичность в композиции. 7.Выразительность абстрактной формы. 1.Расскажите о приемах трансформации плоскости. 2.Расскажите о приеме трансформации плоскости в замкнутый круг. 10.Графические средства выполнения композиции. 11.Расскажите о простейших средствах изобразительного языка. 12.Раскройте понятия симметрия и асимметрия. 13.Расскажите об объемных композициях различной геометрии. 14.Раскройте понятия «модульность» и «комбинаторика». 15.Расскажите о фактуре и текстуре. 16.Расскажите о использовании цвета как средстве формирования архитектурной композиции. 17.Раскройте понятие «архитектоника». 18.Расскажите о характерных особенностях статической композиции. 19.Расскажите об устойчивости в композиции. 20.Соподчиненность целого и его частей. 21.Расскажите о ритме и пропорциях в композиции. 22.Простейшие средства изобразительного языка. 23.Ритмический повтор в композиции. 24.Метрический повтор в композиции. 25.Назовите средства композиции. 26.Назовите свойства и качества композиции. 27.Расскажите об исторических закономерностях развития формы. 28.Расскажите о пропорциях и пропорционировании. 29.Раскройте понятие «контраста» и «нюанса». 30.Расскажите о свойствах и качествах композиции 31.Расскажите о гармонической целостности и образности формы. 32.Назовите основные характеристики цвета. 33.Виды цветовых гармоний. 34.Психологическое воздействие цвета. 35.Графические средства выполнения композиции. 36.Расскажите о приемах трансформации плоскости в замкнутый круг. 37.Расскажите об объемной композиции. Приведите примеры. 38.Раскройте понятия «фактуры» и «текстуры». 39.Модульность и комбинаторика. 40.Фирменный знак. Фирменный стиль. 41.Стилизация орнамента и знаковых систем. 42.Знаковые системы визуальных композиций. 43.Объемно-пространственная композиция. 44.Плоскостная композиция – основные способы построения. 45.Орнаментальная композиция – основные способы построения. 46.Пропорция «Золотое сечение» - числовые и графические признаки. 47.Модуль, модульные сетки. 48.Объемно-пространственная композиция. 49.Целостность, как взаимосвязь формы с пространством. 50.Формообразование – определение. 51.Характерные качества формообразования. 52.Тектоника – определение. 53.Объемно-пространственная структура – определение. 54.Методы художественного конструирования. 55.Пропорция и пропорцианирование. 56.Масштаб и масштабирование. 57.Взаимосвязь пропорции и масштаба. 58.Нюанс и нюансировка. 59.Ритм в объемно-пространственной композиции. 60.Цвет в объемно-пространственной композиции. 61.Тени и пластика. 62.Контраст в объемно-пространственной композиции. 63.Тела вращения – цилиндр. 64.Тела вращения – конус. 65.Макет шара. 66.Технология макетирования. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. | Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Ковешникова Н. А. | Дизайн: история и теория. : Учебное пособие | М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. | books.totalarch.com |
Л1.3 | Л. А. Сиденко | Компьютерная графика и геометрическое моделирование: [учеб. пособие] | СПб.: Питер, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петровичев Е. И. | Компьютерная графика: | М.: МГГУ, , 2003 | |
Л2.2 | Усанова, Алла Леонидовна | Основы композиции в дизайне: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Ред.: Г. Б. Минервин, В. Т., В. Т. Шимко | Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования: Учебное пособие | М. : Архитектура-С, , 2004 | |
Л2.4 | Логвиненко Г.М. | Декоративная композиция: : учеб. пособие для вузов | Москва, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Турлюн Л.Н. | Компьютерная графика: [программа] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 5. http://constitutions.ru/archives/1841 | |||
Э2 | 4. http://design-theory.ru/ | |||
Э3 | 3. http://rosdesign.com/design/design.htm | |||
Э4 | 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html | |||
Э5 | 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека |
Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий. Специализированная аудитория: компьютерный класс |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |