МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 275
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 12 4 14
Практические 16 16 16 6 32 22
Сам. работа 194 194 81 81 275 275
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 216 216 108 108 324 324

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Турлюн Л. Н.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Формообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой композиционного дизайна, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата;
Задачи:
-научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции;
-научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ;
-научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно - графических материалов и структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о специфике композиционного дизайна, основах формообразования; современных системах электронного дизайна. Знать средства графического дизайна; теоретические основы фомообразования; законы, основные принципы, методы и средства художественного формообразования; современные системы электронного дизайна, этапы разработки информационной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выполнять эскизы; создавать пластические макеты композиций; формировать графические изображения в системах растровой и векторной графики; анализировать конструктивные особенности объектов формообразования, разрабатывать колористическое решение художественной формы; оперировать понятиями и категориями композиционного формообразования; организовывать пространство из предметов-элементов композиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами творческого процесса; практическими навыками самостоятельной творческой работы; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; навыками работы с прикладным программным обеспечением для решения задач дизайна.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств Сам. работа 3 50 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). Практические 3 14 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.3. Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. Сам. работа 3 6 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы
2.1. Средства композиционной гармонизации художественной формы: нюанс-контраст, статика-динамика. Разработка эскизов на построение симметричной и асимметрической композиции Практические 3 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.2. Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). Лекции 3 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.3. Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции Сам. работа 3 58 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.4
2.4. Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) Сам. работа 3 80 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. Практические 4 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.6. Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. Сам. работа 4 40 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.4
Раздел 3. Пластика
3.1. Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. Лекции 4 8 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. Практические 4 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Виды композиций
4.1. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа Лекции 4 2 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) Сам. работа 4 21 ПК-32 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов
5.1. Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. Лекции 4 2 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. Практические 4 2 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Графический дизайн
6.1. Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений в Paint,PaintNet. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров Сам. работа 4 10 ПК-32 Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом Сам. работа 4 10 ПК-32 Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Порядок расположения цветов и их названия в цветовом круге.
2.Назовите основные характеристики цвета.
3.Расскажите о контрастных цветах. Приведите примеры.
4.Раскройте понятие теплохолодности цветов.
5.Расскажите об ахроматических и хроматических цветах.
6.Виды цветовых гармоний.
7.Расскажите о комбинировании по цветовому кругу.
8.Комбинирование по принципу дополнения.
9.Цветовая композиция: монохромия, полярная, многоцветие.
10.Понятие об основных и смешанных цветах.
11.Психологическое воздействие цвета.
12.Понятие цветовой гармонии.
13.Какие виды орнамента вы знаете?
14.Какие разновидности орнаментов по композиционной структуре вы знаете?
15.Расскажите о линейном орнаменте, приведите примеры.
16.Расскажите о стилизации мотивов.
17.Назовите способы стилизации изображений.
18.Расскажите о визуальных коммуникациях.
19.Раскройте понятие фирменный стиль.
20.Раскройте понятие фирменный знак.
21.Раскройте понятие товарный знак.
22.Раскройте понятие фирменный блок.
1.Назовите основные виды композиции.
2.Расскажите о фронтальной композиции.
3.Чем отличается фронтальная композиция от объемной.
4.Порядок выполнения фронтальных композиций.
5.Композиционное равновесие.
6.Статичность и динамичность в композиции.
7.Выразительность абстрактной формы.
1.Расскажите о приемах трансформации плоскости.
2.Расскажите о приеме трансформации плоскости в замкнутый круг.
10.Графические средства выполнения композиции.
11.Расскажите о простейших средствах изобразительного языка.
12.Раскройте понятия симметрия и асимметрия.
13.Расскажите об объемных композициях различной геометрии.
14.Раскройте понятия «модульность» и «комбинаторика».
15.Расскажите о фактуре и текстуре.
16.Расскажите о использовании цвета как средстве формирования архитектурной композиции.
17.Раскройте понятие «архитектоника».
18.Расскажите о характерных особенностях статической композиции.
19.Расскажите об устойчивости в композиции.
20.Соподчиненность целого и его частей.
21.Расскажите о ритме и пропорциях в композиции.
22.Простейшие средства изобразительного языка.
23.Ритмический повтор в композиции.
24.Метрический повтор в композиции.
25.Назовите средства композиции.
26.Назовите свойства и качества композиции.
27.Расскажите об исторических закономерностях развития формы.
28.Расскажите о пропорциях и пропорционировании.
29.Раскройте понятие «контраста» и «нюанса».
30.Расскажите о свойствах и качествах композиции
31.Расскажите о гармонической целостности и образности формы.
32.Назовите основные характеристики цвета.
33.Виды цветовых гармоний.
34.Психологическое воздействие цвета.
35.Графические средства выполнения композиции.
36.Расскажите о приемах трансформации плоскости в замкнутый круг.
37.Расскажите об объемной композиции. Приведите примеры.
38.Раскройте понятия «фактуры» и «текстуры».
39.Модульность и комбинаторика.
40.Фирменный знак. Фирменный стиль.
41.Стилизация орнамента и знаковых систем.
42.Знаковые системы визуальных композиций.
43.Объемно-пространственная композиция.
44.Плоскостная композиция – основные способы построения.
45.Орнаментальная композиция – основные способы построения.
46.Пропорция «Золотое сечение» - числовые и графические признаки.
47.Модуль, модульные сетки.
48.Объемно-пространственная композиция.
49.Целостность, как взаимосвязь формы с пространством.
50.Формообразование – определение.
51.Характерные качества формообразования.
52.Тектоника – определение.
53.Объемно-пространственная структура – определение.
54.Методы художественного конструирования.
55.Пропорция и пропорцианирование.
56.Масштаб и масштабирование.
57.Взаимосвязь пропорции и масштаба.
58.Нюанс и нюансировка.
59.Ритм в объемно-пространственной композиции.
60.Цвет в объемно-пространственной композиции.
61.Тени и пластика.
62.Контраст в объемно-пространственной композиции.
63.Тела вращения – цилиндр.
64.Тела вращения – конус.
65.Макет шара.
66.Технология макетирования.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л1.3 Л. А. Сиденко Компьютерная графика и геометрическое моделирование: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петровичев Е. И. Компьютерная графика: М.: МГГУ, , 2003
Л2.2 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ред.: Г. Б. Минервин, В. Т., В. Т. Шимко Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования: Учебное пособие М. : Архитектура-С, , 2004
Л2.4 Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: : учеб. пособие для вузов Москва, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Турлюн Л.Н. Компьютерная графика: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 5. http://constitutions.ru/archives/1841
Э2 4. http://design-theory.ru/
Э3 3. http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э5 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
6.3. Перечень программного обеспечения
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
6.4. Перечень информационных справочных систем
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий. Специализированная аудитория: компьютерный класс

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.