МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф.Т.В. Чернышова

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор С.В. Доронина

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-4 способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности).
3.2.Уметь:
3.2.1.1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему;
2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям;
3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления системного культурно-речевого анализа текста, опираясь на полученные знания и умения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Акцентные нормы русского языка
2.1. Нормы современного русского языка Лекции 1 4 ОК-4, ОПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Нормы русского языка
3.1. Грамматические и лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Грамматические и лексические нормы русского языка Сам. работа 1 45 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка.
4.1. Синтаксические нормы русского языка Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4 Л2.2
Раздел 5. Культура речи и эффективность общения
5.1. особенности устной и письменной речи. ПОнятие функционально-стилевой грамотности Лекции 1 4 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 40 ОК-4, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные типы заданий для контрольных работ :
Раздел 1.
1. Выполните комплексный ортологический анализ языкового употребления с учетом различных критериев нормативности (задание выполняется по индивидуальным вариантам)
1). Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
2). Каждый гражданин имеет право уплаты налогов.
3). Для домашних насекомых в магазине ничего нет…(см. пособие)

2. Ответьте на вопрос:
1). Языковой вариант как основная единица ортологии. Типы вариантов в соответствии с уровнями языковой системы. Формальная вариативность и синонимия. Объем ортологического анализа: ортология и стилистика.
2). Нормативная оценка вариантов: императивные и диспозитивные нормы; вариативность в пределах нормы - вариативность за пределами нормативности.
3). Языковая норма как лингвистическое понятие. Соотношение понятий «система» - «норма» - «узус» - «фатис». Динамическая теория нормы (Л.И. Скворцов).
4). Социальная природа норм, общественные факторы языкового развития.
5). Внутренняя противоречивость нормы. Концепция нормы на основе диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность, психологическая отмеченность– нейтральность.
6). Языковая норма в диахроническом аспекте. Причины изменения норм: экстралингвистические и собственно лингвистические. Законы языкового развития: закон аналогии, закон экономии языковых средств, закон противоречия.
7). Механизм изменения норм. Понятие «колебание нормы». Пути развития вариантности. Определение тенденций в развитии нормы и возможности прогнозирования языковых изменений.
8). Языковая норма в синхронном аспекте. Принцип коммуникативной целесообразности нормы и понятие уместности – неуместности употребления. Шкала нормативности.
9). Понятие «речевая культура» и «коммуникативная компетенция». Типы речевой культуры в СРЯ. Языковая личность как носитель речевой культуры. Пуризм и либерализм в оценках языковых фактов.
10). Нормализаторская деятельность и ее основные направления. Кодификация как разновидность нормализаторской деятельности. Принципы кодификации. Критерии нормативности языкового факта (системный, узуальный, критерий функциональной мотивированности, аксиологический критерий, критерий нормативного окружения).
11). Причины нарушения норм. Преднамеренные и непреднамеренные отступления от нормы. Понятие «языковая игра», «стилистический прием», «речевая ошибка», «стилистическая ошибка». Конструктивность – деструктивность нарушений нормы как ортологический параметр (соответствие кодификации объективному состоянию языка). Оценка нарушений по степени их существенности: шкала нормативности.
12). История развития взглядов на понятие «норма». Подход к норме в рамках сравнительно-исторического направления, формирование понятия в недрах структурализма. Идеи Пражского лингвистического кружка и их развитие в советском и постсоветстком языкознании.
13). История развития взглядов на понятие «норма». Функциональное расширение понятия «норма» в современных ортологических исследованиях.

Раздел 2.
1. Определите кодифицированное произношение следующих слов: бифштекс, термос, маневры, блеклый, булочная…. (задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений 1-6 данного раздела).
2.Запишите под диктовку следующие слова: инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, насмешка, дерматин…(задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений № 7, 8).

Раздел 3.
1. Расставьте нормативные ударения (задание выполняется по индивидуальным вариантам в аудитории).
1) Августовский, алкоголь, алфавит, бармен, быть в фаворе, баловать, вальпургиева ночь, вероисповедание, визирь, гастарбайтер, гастрономия, генезис, жалюзи, жерло, жако, завидно, завсегдатай, закупорить, изрешетить истопник, индиго, каталог, квартал, коклюш, лекция начата, лущить, лососина, памятуя, пандемия, парвеню, партер, пасквиль, патриархия, регент, ритор, рожки (макаронное изделие), сальдовая ведомость, селянин, сегун, сдвоить.
2) …(см. пособие)
2. Выполните комплексный ортологический анализ акцентного варианта по схеме ортологического анализа: фетиш, феномен, диспансер, ракурс, хаос, генезис, катарсис, комбайнер…. (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного слова; проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).


Раздел 4.
1. Найдите в тексте нарушения норм словоупотребления, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 5.
1. Выполните анализ контекстов, пользуясь схемой ортологического анализа языковых вариантов. 1). Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2). Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3)… (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного предложения, проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).
2. Отредактируйте предложения, устранив грамматические ошибки.
1). Наряду с составлением словарей, русские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 2). При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 3)…
3. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 6.
1. Выполните комплексный ортологический анализ текста (схема анализа приведена в пособии; текст прилагается).
Образец:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 гг.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при поступлении преподавателей на работу оформляются заключением срочного до 5 лет письменного трудового договора (контракта) и издания приказа. В содержание трудового договора включаются показатели, определяющие существенные условия труда.
Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить под роспись вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу. Правилами внутреннего трудового распорядка, должносной инструкцией, уставом АГУ, коллективным договором и другими локальными актами АГУ.
Отв. ректор, начальник УК.

1. Иллокутивная функция высказывания – установление трудовых отношений, прав и обязанностей членов трудового коллектива.
2. Тема – правила приема и увольнения сотрудников организации.
3. Деловая сфера общения, письменная форма речи. Речь официальная, подготовленная, монологическая, РЖ – договор.

4. В тексте встречаются следующие вариативные формы:
4.1. поступление на работу – прием на работу: неравноправные варианты, вариант 1 разговорный, новый, поэтому в официально-деловой речи более предпочтителен 2 вариант.
4.2. включаются показатели, определяющие существенные условия труда – оговариваются существенные условия труда: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.
4.3. с правилами внутреннего трудового распорядка – с правилами внутреннего распорядка: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.

5. В тексте встречаются формы, не соответствующие норме:
5.1. заключение письменного трудового договора – заключение трудового договора: плеоназм, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено стремлением к гиперкоррекции и слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.
5.2. срочного до 5 лет договора – договора сроком до 5 лет. Грамматическая ошибка: падежная форма словосочетания «до 5 лет» не мотивирована окружением. Нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.3. заключением договора и издания приказа - …и изданием приказа: грамматическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.4. знакомить под роспись – знакомить: употребление слова «роспись», во-первых, является нарушением нормы словоупотребления (треб. «подпись»), а во-вторых, функционально не оправданно. Общепринятая техника оформления юридически значимых актов не требует фиксации в коллективном договоре.
5.5. знакомить с приказом. Правилами… - знакомить с приказом, правилами…: пунктуационная ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.6. с должносной инструкцией – должносТной: орфографическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.

Исправленный вариант текста:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 г.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при приеме преподавателей на работу оформляются заключением трудового договора (контракта) сроком до 5 лет и изданием приказа. В настоящем трудовом договоре оговариваются существенные условия труда. Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, уставом, коллективным договором и другими локальными актами АГУ. Отв. ректор, начальник УК.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функционально-стилистические основы анализа языковых вариантов
Акцентные нормы
Орфоэпические нормы
Синтаксические нормы
Функционально-стилистические основы анализа текста
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004
Л2.2 Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения: учеб. пособие М: Наука, 2008 znanium.com
Л2.3 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов
Э2 http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка).
Э3 http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка
Э4 http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов.
Э5 http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
Э6 www.google.ru – поисковая система google
Э7 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э8 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет приграмм, имеющийся в распоряжении АлтГУ
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Существенную помощь в освоении курса окажут:
- рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий;
- глоссарий, отражающий необходимый терминологический минимум курса;
- список научных работ и учебной литературы;
- список изучаемых словарей (ЭУМК содержит часть изучаемых словарей в электронном формате);
- учебное пособие Доронина С.В. трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты:

Примерные типы заданий для контрольных работ:
Раздел 1. Введение в ортологию.
1. Выполните комплексный ортологический анализ языкового употребления с учетом различных критериев нормативности (задание выполняется по индивидуальным вариантам)
1). Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
2). Каждый гражданин имеет право уплаты налогов.
3). Для домашних насекомых в магазине ничего нет…(см. пособие)

2. Ответьте на вопрос:
1). Языковой вариант как основная единица ортологии. Типы вариантов в соответствии с уровнями языковой системы. Формальная вариативность и синонимия. Объем ортологического анализа: ортология и стилистика.
2). Нормативная оценка вариантов: императивные и диспозитивные нормы; вариативность в пределах нормы - вариативность за пределами нормативности.
3). Языковая норма как лингвистическое понятие. Соотношение понятий «система» - «норма» - «узус» - «фатис». Динамическая теория нормы (Л.И. Скворцов).
4). Социальная природа норм, общественные факторы языкового развития.
5). Внутренняя противоречивость нормы. Концепция нормы на основе диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность, психологическая отмеченность– нейтральность.
6). Языковая норма в диахроническом аспекте. Причины изменения норм: экстралингвистические и собственно лингвистические. Законы языкового развития: закон аналогии, закон экономии языковых средств, закон противоречия.
7). Механизм изменения норм. Понятие «колебание нормы». Пути развития вариантности. Определение тенденций в развитии нормы и возможности прогнозирования языковых изменений.
8). Языковая норма в синхронном аспекте. Принцип коммуникативной целесообразности нормы и понятие уместности – неуместности употребления. Шкала нормативности.
9). Понятие «речевая культура» и «коммуникативная компетенция». Типы речевой культуры в СРЯ. Языковая личность как носитель речевой культуры. Пуризм и либерализм в оценках языковых фактов.
10). Нормализаторская деятельность и ее основные направления. Кодификация как разновидность нормализаторской деятельности. Принципы кодификации. Критерии нормативности языкового факта (системный, узуальный, критерий функциональной мотивированности, аксиологический критерий, критерий нормативного окружения).
11). Причины нарушения норм. Преднамеренные и непреднамеренные отступления от нормы. Понятие «языковая игра», «стилистический прием», «речевая ошибка», «стилистическая ошибка». Конструктивность – деструктивность нарушений нормы как ортологический параметр (соответствие кодификации объективному состоянию языка). Оценка нарушений по степени их существенности: шкала нормативности.
12). История развития взглядов на понятие «норма». Подход к норме в рамках сравнительно-исторического направления, формирование понятия в недрах структурализма. Идеи Пражского лингвистического кружка и их развитие в советском и постсоветстком языкознании.
13). История развития взглядов на понятие «норма». Функциональное расширение понятия «норма» в современных ортологических исследованиях.

Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка.
1. Определите кодифицированное произношение следующих слов: бифштекс, термос, маневры, блеклый, булочная…. (задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений 1-6 данного раздела).
2.Запишите под диктовку следующие слова: инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, насмешка, дерматин…(задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений № 7, 8).

Раздел 3. Акцентологические нормы русского языка.
1. Расставьте нормативные ударения (задание выполняется по индивидуальным вариантам в аудитории).
1) Августовский, алкоголь, алфавит, бармен, быть в фаворе, баловать, вальпургиева ночь, вероисповедание, визирь, гастарбайтер, гастрономия, генезис, жалюзи, жерло, жако, завидно, завсегдатай, закупорить, изрешетить истопник, индиго, каталог, квартал, коклюш, лекция начата, лущить, лососина, памятуя, пандемия, парвеню, партер, пасквиль, патриархия, регент, ритор, рожки (макаронное изделие), сальдовая ведомость, селянин, сегун, сдвоить.
2) …(см. пособие)
2. Выполните комплексный ортологический анализ акцентного варианта по схеме ортологического анализа: фетиш, феномен, диспансер, ракурс, хаос, генезис, катарсис, комбайнер…. (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного слова; проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).

Раздел 4. Морфологические нормы русского языка
1. Образуйте формы с названными характеристиками: 1) 764 (Тв.п.), 2) дно (им.пад. мн.ч.), 3) простыня (р.п. мн.ч.), 4) замесить (страд. прич. пр. вр.). 5)…..
2. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).
3. Выполните ортологический анализ грамматических форм по схеме комплексного анализа: 1).заготовлять/заготавливать, 2). гложет/глодает, 3). много народа/много народу, 4)...

Раздел 5. Лексические нормы русского языка
1. Найдите в тексте нарушения норм словоупотребления, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 6. Синтаксические нормы русского языка
1. Выполните анализ контекстов, пользуясь схемой ортологического анализа языковых вариантов. 1). Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2). Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3)… (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного предложения, проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).
2. Отредактируйте предложения, устранив грамматические ошибки.
1). Наряду с составлением словарей, русские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 2). При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 3)…
3. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 7. Ортология текста.
1. Выполните комплексный ортологический анализ текста (схема анализа приведена в пособии; текст прилагается).
Образец:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 гг.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при поступлении преподавателей на работу оформляются заключением срочного до 5 лет письменного трудового договора (контракта) и издания приказа. В содержание трудового договора включаются показатели, определяющие существенные условия труда.
Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить под роспись вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу. Правилами внутреннего трудового распорядка, должносной инструкцией, уставом АГУ, коллективным договором и другими локальными актами АГУ.
Отв. ректор, начальник УК.

1. Иллокутивная функция высказывания – установление трудовых отношений, прав и обязанностей членов трудового коллектива.
2. Тема – правила приема и увольнения сотрудников организации.
3. Деловая сфера общения, письменная форма речи. Речь официальная, подготовленная, монологическая, РЖ – договор.

4. В тексте встречаются следующие вариативные формы:
4.1. поступление на работу – прием на работу: неравноправные варианты, вариант 1 разговорный, новый, поэтому в официально-деловой речи более предпочтителен 2 вариант.
4.2. включаются показатели, определяющие существенные условия труда – оговариваются существенные условия труда: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.
4.3. с правилами внутреннего трудового распорядка – с правилами внутреннего распорядка: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.

5. В тексте встречаются формы, не соответствующие норме:
5.1. заключение письменного трудового договора – заключение трудового договора: плеоназм, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено стремлением к гиперкоррекции и слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.
5.2. срочного до 5 лет договора – договора сроком до 5 лет. Грамматическая ошибка: падежная форма словосочетания «до 5 лет» не мотивирована окружением. Нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.3. заключением договора и издания приказа - …и изданием приказа: грамматическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.4. знакомить под роспись – знакомить: употребление слова «роспись», во-первых, является нарушением нормы словоупотребления (треб. «подпись»), а во-вторых, функционально не оправданно. Общепринятая техника оформления юридически значимых актов не требует фиксации в коллективном договоре.
5.5. знакомить с приказом. Правилами… - знакомить с приказом, правилами…: пунктуационная ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.6. с должносной инструкцией – должносТной: орфографическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.

Исправленный вариант текста:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 г.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при приеме преподавателей на работу оформляются заключением трудового договора (контракта) сроком до 5 лет и изданием приказа. В настоящем трудовом договоре оговариваются существенные условия труда. Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, уставом, коллективным договором и другими локальными актами АГУ. Отв. ректор, начальник УК.


Узус – традиционное употребление данным обществом слова или формы, но не обязательно нормативное. Узус противостоит окказиональности.
Фатис – индивидуальные употребления языковых вариантов, в которых возможны не только нарушения нормы, но и окказиональные употребления, языковая игра. Фатис, в отличие от нормы и узуса, наиболее свободен от системных ограничений. В сфере фатиса зарождаются изменения, которые со временем, пройдя стадии узуса и нормы, могут инициировать изменения структуры. С другой стороны, фатис ориентирован на возможности системы (минуя структуру) – именно здесь возможны употребления, заполняющие пустые клетки системы.
Система языка – множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность. Каждый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы.
Структура языка – 1. = система, 2. материально выраженная часть системы, реализованные потенции, заложенные в схеме (В.А. Ицкович).
Системы нормы - обязательны и безысключительны, их нарушение означает выход за пределы возможностей языка (прил. в ед. числе – изменяются по родам, а во множественном – нет, инфинитив – одна форма).
Структуры нормы - нормы, появившиеся в результате ограничений, налагаемых на систему (напр., словообразовательные нормы: сочетание суффиксов –тель, –щик , –ник с глаголами болеть, вредить, клеветать, шутить) (В.А. Ицкович).
Реализованные (воплощенные) нормы -
1.1. актуализированная часть (современная, продуктивная, активно действующая, хорошо осознаваемая и кодифицированная)
1.2. неактуализированная (архаизмы, устаревающие варианты, дублеты и т.п.)
Реализуемые (потенциальные, невоплощенные) нормы-
1.3. становящиеся нормой неологизмы и новообразования на разных уровнях языка
1.4. принципиально некодифицируемая область речевой деятельности (окказионализмы)
Светлое поле сознания нормы - актуализированные части реализованной и реализуемой нормы (1.1. и 2.1.), составляющие ядро динамически понимаемой структуры нормы. (Л.И. Скворцов, динамическая теория нормы)
Колебание нор¬мы – 1. колебания как сосуществование равноправных нормативов (колледж – коллеж) 2. неравноправные варианты (допустимый, но устаревающий и современный: сахара – сахару) 3. колебание как сосуществование литературных и нелитературных (разг) вариантов. Последнее вызывает споры, так как подобное явление традиционно интерпретируется как ненормативное (аномалия). Однако автор концепции предлагает не говорить о языковых аномалиях, а описывать ненормативные явления как нормы других функциональных разновидностей (Б.С. Шварцкопф).
Конструктивные нарушения нормы – обусловленные развитием системы (точки роста новой нормы).
Деструктивные нарушения нормы – не обусловленные динамикой системы.
Преднамеренные нарушения нормы – выполняющие определенную функцию в тексте.
Непреднамеренные нарушения нормы – не имеющие текстовых функций.