МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория экономических игр

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор И.Н. Дубина

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор Н.М. Оскорбин

Рабочая программа дисциплины
Теория экономических игр

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2016-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор О.П. Мамченко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-11 способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры;
определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр;
применять алгоритмы решения игровых моделей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов;
нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия;
алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Лекции 7 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Практические 7 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Практические 7 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Повторяющиеся игры. Решение задач. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
5.4. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
6.1. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 7 66

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Матричные игры. Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn).
Биматричные игры. Контольная работа.
Игры с непрерывными стратегиями. Случаи статической и динамической игры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тесты, контрольные вопросы и задания представлены
1) в разделе по курсу на Едином образовательном портале АлтГУ и
2) в авторском учебном пособии по курсу Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: АлтГУ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М: Кнорус, 2010
Л2.2 Данилов В.И. Лекции по теории игр. : М.: РЭШ, 2002
Л2.3 Gintis, H. Game theory evolving.: Princenton University Press, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Excel, Derive
6.4. Перечень информационных справочных систем
gametheory.net

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины