МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц. Якимова И.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия учебной дисциплины, хронологию и периодизацию исторического процесса, движущие силы истории (в России и на мировой арене), имена исторических деятелей и памятники культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать приобретенные знания в контексте индивидуального развития и в рамках будущей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом учебной дисциплины, навыками работы с историческими источниками, ведения дискуссии по спорным вопросам исторической науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
1.2. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
2.3. Формирование духовной культуры древнерусского общества /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
3.2. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
4.2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2
4.3. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
4.4. Московская Русь в XVI в /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. «Смутное время» в истории России. Россмя при первых Романовых. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2
5.2. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.3
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.4, Л1.2, Л2.3
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.3
5.5. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.3
5.6. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр Практические 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.4, Л2.3
6.2. Россия во второй половине XIX в. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.4, Л2.3
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.4, Л2.3
6.4. Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.4, Л2.3
6.5. Декабристы и идея конституции в первой половине XIX в. /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.3
6.6. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.4, Л2.3
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.4, Л2.3
7.2. Русские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3
7.3. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
7.4. СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.5. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.6. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.7. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.8. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.9. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ Сам. работа 1 8 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.10. Октябрь 1917 г.: предпосылки, альтернативы, историческое значение /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1
7.11. Становление российской государственности в 1990-е годы /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.

УП: 030300_62-09-1234-2623.plm.xml стр. 8
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством»
(Н.М. Карамзин)
2. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Он явно стремился к спасительному единовластию» (Н.М. Карамзин).
3. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей» (В.О. Ключевский).
4. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов)
5. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены» (В.О. Ключевский)
6. «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века» (С.М. Соловьев)
7. «Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований» (В.О. Ключевский о Екатерине II).
8. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
9. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
10. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск»
(В.О. Ключевский)
11. «По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства… Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим» (С.М. Соловьев).
12. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
13. «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II» (Н.В. Давыдов).
14. «Александр II вступил на путь первого Александра. Одной рукой он дарил реформы, возбуждавшие в обществе самые отважные ожидания, а другой выдвигал и поддерживал слуг, которые их разрушали» (В.О. Ключевский)
15. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти» (А.П. Извольский).
16. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы» (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
17. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера» (митрополит Вениамин).
18. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия» (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
IX – XV вв.

Тест.
Инструкция: укажите номер верного ответа.

1. Правление древнерусского князя Олега привело к
1) объединению части восточнославянских племен
2) принятию Русью христианства
3) окончательному разгрому печенегов
4) окончательному разгрому половцев

2. Как в Древней Руси называлась категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам?
1) смерды
2) холопы
3) казаки
4) дружинники

3. Княжеский съезд в г. Любече в 1097 г. был вызван
1) нашествием монголо-татар
2) стремлением преодолеть княжеские междоусобицы
3) вторжением на Русь крестоносцев
4) необходимостью утверждения «Русской правды»

4. В каком году Александр Невский выиграл сражение, которое произошло «на Чудском озере, на Узмени, у Воронья камня»?
1)1113 г. 2) 1242 г. 3) 1380 г. 4) 1478 г.

5. Какой ряд дат связан с борьбой Руси против ордынского владычества?
1) 1147 г., 1152 г.
2) 1378 г., 1380 г.
3) 1485 г., 1497 г.
4) 1547 г., 1550 г.

6. Как называлась на Руси грамота ханов Золотой Орды, подтверждающая право на княжение?
1)ярлык 2) яса 3) тумен 4) тамга

7. Как на Руси называли чиновников Золотой Орды, которые следили за сбором дани и выполнением воли ханов на завоёванных территориях?
1) воеводы
2) баскаки
3) наместники
4) кормленщики

8. Что было одним из итогов правления Ивана Калиты?
1) введение в России патриаршества
2) сокращение территории Московского княжества
3) окончательное прекращение уплаты дани Орде
4) получение московским князем ярлыка на великое княжение

9. Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIV в.
1) давало князю право собирать дань с русских земель в пользу Орды
2) избавляло данное княжество от уплаты дани в Орду
3) позволяло князю формировать общерусское войско
4) закрепляло за князем право назначать главу церкви

10. Какой город после его присоединения к Москве в XV в. лишился веча и посадника?
1) Новгород Великий
2) Тверь
3) Астрахань
4) Смоленск


Практическое задание
Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и выполните задания:
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».
Задания:
1. О правлении какого русского князя идет речь?
2. Укажите в какой земле он княжил?
3. О каком событии в правлении князя говорится в тексте? Какова роль этого события в русской истории?

XV – XVII вв.
Тест
Инструкция: выберите номер верного ответа

1. Что было одним из результатов опричной политики Ивана Грозного?
1) отмена местничества
2) усиление личной власти царя
3) создание стрелецкого войска
4) отмена урочных лет

2. К каким последствиям привело обострение политических и социальных противоречий в России в конце XVI – начале XVII вв.?
1) Ливонской войне
2) введению опричнины
3) Медному бунту
4) Смуте

3. Какое из названных событий произошло в ХVII в.?
1) избрание Михаила Романова на царство
2) Полтавская битва
3) поход Ермака в Сибирь
4) Ливонская война

4. Что из названного было итогом деятельности Земского Собора 1613 г.?
1) подписание мира с Польшей
2) подписание мира со Швецией
3) принятие Соборного Уложения
4) избрание новой царской династии

5. К церковной реформе патриарха Никона относится
1) отделение церкви от государства
2) изменение церковных обрядов
3) учреждение Святейшего Синода
4) созыв Стоглавого собора

6. Какой документ был принят в правление царя Алексея Михайловича?
1) «Русская правда»
2) «Указ о единонаследии»
3) «Указ о вольных хлебопашцах»
4) «Соборное уложение

7. Какие даты связаны с городскими восстаниями XVII в.?
1) 1606 г., 1607 г.
2) 1617 г., 1618 г.
3) 1648 г., 1662 г.
4) 1682 г., 1689 г.

8. С каким веком связано появление понятий «всероссийский рынок», «Новоторговый устав», «ярмарки»?
1)XVI в. 2) XVII в. 3) XIV в. 4) XIII в.

9. Кто из исторических лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) патриарх Иов
2) патриарх Никон
3) митрополит Макарий
4) Сергий Радонежский

10. В русскую историю с прозванием «Тишайший» вошел царь
1) Федор Иоаннович
2) Федор Алексеевич
3) Михаил Федорович
4) Алексей Михайлович

Практическое задание
Прочтите отрывок из работы историка Р.Г. Скрынникова и выполните задания:
«История самозванца, принявшего имя царевича Дмитрия, принадлежит к числу самых драматических эпизодов того времени.
Избрание Бориса не положило конец боярским интригам. Сначала знать пыталась противопоставить Годунову хана Симеона, позже – самозванного Дмитрия».
Задания:
1. О каком периоде в истории России пишет автор?
2. Назовите отличительные черты данного периода (не менее трех)?
3. Кто и каким способом в данный период времени занимал престол?

XVIII в.
Тест
Инструкция: выберите номер верного ответа

1. Какое из названных понятий относится к реформам Петра I?
1) подушная подать
2) выкупные платежи
3) трехдневная барщина
4) испольщина

2. В первой четверти XVIII в. Петром I была принята «Табель о рангах» для того, чтобы
1) открыть доступ к государственной службе представителям разных сословий
2) отменить местничество
3) создать орган дворянского самоуправления
4) ограничить власть Земского собора

3. Сенат, Синод, коллегии, магистраты появились в России в царствование
1) Петра I
2) Екатерины II
3) Александра I
4) Александра II

4. Решающей силой при определении политики в период дворцовых переворотов 30-х – 50-х гг. XVIII в. были
1) гвардейцы
2) стрельцы
3) рекруты
4) полки «нового строя»

5. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол
1) Екатерины Второй
2) Елизаветы Петровны
3) Анны Иоанновны
4) Павла Первого

6. Кто из российских императриц была немецкой принцессой, выданной замуж за наследника российского престола Петра Фёдоровича, и являлась бабушкой двух российских императоров первой половины XIX в.?
1) Елизавета Петровна
2) Екатерина II
3) Екатерина I
4) Анна Иоанновна

7. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием
1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича

8. Что характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии
2) принятие Табели о рангах
3) созыв первого Земского собора
4) принятие Указа о единонаследии

9. Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на
1) введение системы городского самоуправления
2) создание в городах магистратов
3) ликвидацию «белых слобод»
4) учреждение коллегий

10. Что из названного относится к результатам внутренней политики Павла I?
1) увеличение барщины до шести дней в неделю
2) ограничение абсолютной власти монарха
3) введение рекрутской повинности
4) ограничение дворянских прав и привилегий

Практическое задание
Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и выполните задания.
«Он набирал нужных ему людей всюду, не разбирая звания и происхождения и они сошлись к нему с разных сторон и из всевозможных состояний: кто пришел юнгой на португальском корабле, как генерал-полицмейстер новой столицы Девиер, кто пас свиней в Литве, как рассказывали про первого генерал-прокурора Сената Ягужинского, кто был сидельцем в лавочке, как вице-губернатор, изобретатель гербовой бумаги, Курбатов, кто, как Остерман, был сын вестфальского пастора; и все эти люди вместе с князем Меншиковым, когда-то, как гласила молва, торговавшим пирогами по московским улицам, встречались в обществе царя с остатками русской боярской знати».
Задания:
1. О каком российском правителе идет речь?
2. Как называлась в целом политика, проводимая этим правителем?
3. Каким образом изменилась система государственного управления при нем?

XIX в.
Тест
Инструкция: выберите номер верного ответа.

1. Какая из названных групп населения в России в начале XIX в. относилась к привилегированному сословию?
1) помещичьи крестьяне
2) государственные крестьяне
3) мещане
4) дворяне

2. Какое из перечисленных понятий возникло в связи с политикой Александра I по крестьянскому вопросу?
1) приписные крестьяне
2) крестьянская община
3) вольные хлебопашцы
4) отрезки

3. 26 августа 1812 г. произошло сражение
1) за Смоленск
2) у реки Березины
3) под Бородино
4) при Тарутино

4. Что было одной из причин победы российской армии в 1812 г.?
1) полный разгром армии Наполеона при Бородино
2) введение в России накануне войны всеобщей воинской повинности
3) разгром основных сил французской армии в генеральном сражении на границе в первые дни войны
4) успешное проведение Тарутинского марш-манёвра

5. В последнее десятилетие царствования Александр I превратился в опору монархических режимов в странах Европы вследствие участия России в
1) Священном союзе
2) Антанте
3) антифранцузских коалициях
4) Континентальной блокаде

6. Что было одной из причин поражения России в Крымской войне 1853–1856 гг.?
1) неразвитость сети железных дорог
2) поражение русского флота в Синопском сражении
3) победа неприятельских войск в битве при Аустерлице
4) нежелание российского командования дать генеральное сражение на границе

7. В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили
1) право выхода из общины с землей
2) полное освобождение от барщины и оброка
3) землю бесплатно
4) свободу от крепостной зависимости

8. Как называлась форма крестьянского самоуправления, существовавшая в России во второй половине XIX в.?
1) Дума
2) слобода
3) приход
4) волостной сход

9. Политику, направленную на борьбу с «губительными последствиями» реформ 1860–1870-х гг. и получившую название контрреформ, проводил
1) Александр I
2) Александр III
3) Пётр III
4) Николай I

10. Какое из перечисленных событий произошло в царствование Николая II?
1) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
2) создание организации «Земля и воля»
3) принятие Декрета о продовольственной диктатуре
4) начало Первой мировой войны

Практическое задание
Прочтите отрывок из записок современника и выполните задания.
«…В кругу офицеров, в казармах разносились шепотом слухи и новости…
Рассказывали о духовном завещании Александра I; рассуждали о неотъемлемом праве Константина на престол, о недействительности… его отречения. Выставляли великодушие Великого князя Николая <Павловича>, который по завещанию… <Александра I> и по отречению <Константина Павловича> имел все права на престол, но не принял власти… Я уже сказал, что он знал о существовании тайного общества».
Задания:
1. О существовании какого общества идет речь? Какое сословие составляло основу этого общества?
2. Какое событие предшествовало воцарению Николая I?
3. Как это событие повлияло в целом на политику Николая I?

Первая половина XX в.
Тест
Инструкция: выберите номер верного ответа.

1. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв к заключению мира без захвата одними государствами территорий других государств, т.е. к миру без
1) анклавов
2) метрополий
3) аннексий
4) концессий

2. Как назывались центральные органы исполнительной власти, существовавшие с октября 1917 г. по 1946 г.?
1) министерства
2) комитеты
3) главки
4) наркоматы

3. Что из перечисленного можно отнести к последствиям роспуска большевиками Учредительного собрания в январе 1918 г.?
1) начало Гражданской войны в России
2) падение Временного правительства
3) рост авторитета большевистской партии в России
4) введение новой экономической политики

4. Какие из перечисленных событий относятся к 1919 г.?
1) создание Совета Народных Комиссаров, принятие Декрета о мире
2) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму, советско-польская война
3) разгон Учредительного собрания, левоэсеровский мятеж в Москве
4) наступление войск Н.Н. Юденича на Петроград, создание Коминтерна

5. Что из названного относится к причинам перехода к нэпу?
1) завершение восстановительного периода после Гражданской войны
2) массовое недовольство политикой военного коммунизма
3) кризис хлебозаготовок
4) существование «ножниц цен» на продукцию сельского хозяйства и промышленности

6. Какое из названных положений характеризует индустриализацию 1930-х гг.?
1) форсированное развитие тяжелой промышленности
2) финансирование за счет иностранных займов
3) приоритетное развитие легкой промышленности
4) ориентация на выпуск товаров массового потребления

7. Экономическая система в СССР в 1930-е гг. характеризовалась
1) командными методами руководства
2) свободой предпринимательства
3) невмешательством государства в экономику
4) самостоятельностью производителей продукции

8. Какое из перечисленных событий отечественной истории относится к 1930-м гг.?
1) образование СССР
2) создание СЭВ
3) начало стахановского движения
4) ХХ съезд КПСС

9. Какая союзная республика вошла в состав СССР в 1940 г.?
1) Литовская ССР
2) Узбекская ССР
3) Украинская ССР
4) Грузинская ССР

10. Что из названного стало последствием советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг.?
1) исключение Финляндии из Лиги Наций
2) рост рабочего движения в западных странах в поддержку СССР
3) решение А. Гитлера об ускоренной подготовке войны против СССР
4) роспуск Коминтерна

Практическое задание
Прочтите отрывок из ноты Верховному правителю России А.В. Колчаку и выполните задания.
«Державы союзной коалиции желают формально заявить, что целью их политики является восстановление мира внутри России путём предоставления возможности русскому народу добиться контроля над своими внутренними делами при помощи свободно избранного Учредительного собрания, восстановить мир путём достижения соглашения в спорах, касающихся границ Русского государства».
Задания:
1. К какому периоду в истории России относятся описанные события?
2. Какую «союзную коалицию» имеет ввиду автор? Как можно охарактеризовать ее политику в отношении России?
3. В результате каких событий А.В. Колчак стал Верховным правителем России?

Вторая половина XX – XXI вв.

Тест
Инструкция: выберите номер верного ответа

1. К какому из названных периодов относится возникновение понятия «социалистический лагерь» во главе с СССР?
1) 1945 – 1953 гг.
2) 1953 – 1964 гг.
3) 1964 – 1985 гг.
4) 1985 – 1991 гг.

2. Понятие «развитое социалистическое общество» утвердилось, когда руководителем СССР был
1) И.В. Сталин
2) Н.С. Хрущев
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачев

3. Появление «доктрины Брежнева» было связано с событиями, получившими название
1) Хельсинские соглашения
2) «Пражская весна»
3) Ново-Огаревский договор
4) Беловежское соглашение

4. К числу политических реформ, осуществленных в период перестройки в СССР, относится
1) введение цензуры
2) учреждение съезда народных депутатов СССР
3) принятие новой Конституции
4) ликвидация многопартийности

5. Какое из названных положений относилось к концепции «нового политического мышления» в период «перестройки» в СССР?
1) утверждение принципа пролетарского интернационализма в международных отношениях
2) признание руководящей роли СССР в отношениях с социалистическими странами
3) тезис о необходимости усиления ядерной мощи СССР
4) отказ от идеи раскола мира на две системы

6. В 1989 г. СССР завершил вывод советских войск из
1) Польши
2) Германии
3) Афганистана
4) Чехословакии

7. Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?
1) 12 июня 1990 г.
2) 18 августа 1991 г.
3) 3 октября 1993 г.
4) 12 декабря 1993 г.

8. Что из перечисленного было одним из последствий распада СССР?
1) рост промышленного производства России
2) укрепление обороноспособности России
3) переход к радикальным рыночным реформам в России
4) развитие гонки вооружений

9. Что из названного относилось к событиям противостояния законодательной и исполнительной власти в России в октябре 1993 г.?
1) заключение мирного соглашения о преодолении кризиса
2) издание указа о восстановлении власти Советов
3) штурм Белого Дома в Москве
4) проведение массовых демонстраций по всей стране

10. Авторами программы «500 дней» были
1) Е.Т. Гайдар, С.В. Степашин
2) Н.И. Рыжков, Е.М. Примаков
3) Г.А. Явлинский, С.С. Шаталин
4) В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко

Практическое задание
Прочтите отрывок из доклада Правительства СССР и выполните задания.
«В стране перестают считаться с законами, подорвано уважение к органам власти и управления – от исполкома поселкового Совета до Совета Министров СССР. Появились такие новые, не известные в прошлом процессы, как массовые забастовки, межнациональные конфликты, экономическая блокада целых регионов, остановка производств, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства. Все это переплелось в тугой узел острейших политических и экономических проблем».
Задания:
1. К какому периоду в истории СССР относятся описанные события? Назовите руководителя государства?
2. Что стало следствием данной политики?
3. Приведите примеры социальных волнений в данный период времени?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2010): учеб. пособие для бакалавров: М. Юрайт, 2012
Л1.2 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Верт История Советского государства: [учебник] М.: Весь Мир, 2006
Л2.2 под ред. Л. В. Милова История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов Эксмо, 2009
Л2.3 Ахиезер А.С. История России: конец или новое начало? : Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М, 2008
Л2.4 Федоров В.А. История России, 1861-1917: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
Э2 2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
Э3 3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э4 4. Всемирная история: http://historic.ru/books/
Э5 5. Всемирная история: http://www.world-history.ru/
Э6 6. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
Э7 7. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
Э8 8. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
Э9 9. История государства: http://statehistory.ru/list/
Э10 10. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
Э11 11. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э12 12. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
Э13 13. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Э14 14. Мир истории: http://gpw.tellur.ru
Э15 15. Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
Э16 16. Музеи России: http://www.museum.ru/
Э17 17. Образовательный сайт «Российская история» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/index.html
Э18 18. Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э19 19. Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э20 20. Портал: История (Википедия) http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:История
Э21 21. Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив. http://www.rusempire.ru/
Э22 22. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы http://historydoc.edu.ru/
Э23 23. Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э24 24. Уроки истории XX век http://urokiistorii.ru/
Э25 25. Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э26 26. Хронос: http://www.hrono.ru/
Э27 27. Электронная библиотека университета РГГУ «Родная история» http://rodnaya-istoriya.ru/
Э28 28. Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э29 29. Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Не требуется
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные аудитории.

Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Темы семинарских занятий.

Занятие № 1. «Формирование духовной культуры древнерусского общества.»
(2 ч.)
1. Эволюция мировоззрения в протогосударственных и раннегосударственных объединениях. Понятие «мифология», «религия». Формирование мировых религий.
2. Первая религиозная реформа князя Владимира, ее оценка.
3. Крещение Киевской Руси. Всемирно-историческое значение крещения Руси.
4. Древнерусская духовность как итог христианизации Руси.
Источники:
1. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера /Сост. и предисл. С.К. Иванова. – М., 1994. – С. 56-110.
2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Кузьмин и др.; под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М., 2004. – С. 284-369.
Литература:
1. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / А.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М., 2002. – Ч. 1. – С. 48-77.
2. Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Георгиева. – М., 2001. – С. 41-63.
3. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. вузов. / И.Н. Данилевский. – М., 1998. – С. 195-226.
4. Древняя Русь в свете зарубежных источников / А.В. Подосинов, М.В. Бибиков, И.Г. Коновалова, А.В. Назаренко, Г.В. Глазырина и др.; под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 1999. – С. 102-111, 143-151, 232-235, 549-557.
5. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М., 1989.
6. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – 2-е изд., доп. / Б.А. Рыбаков. – М., 1993. – С. 389-402.
7. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007.
8. Чусовитин, А.Г. Российская цивилизация: Учеб. пособие / А.Г. Чусовитин. – Новосибирск, 1997.

Занятие № 2. «Московская Русь в XVI в.» (2 ч.)
1. Предпосылки для формирования самодержавной и сословно-представительной монархии в России XVI в.
2. Земские соборы и политика опричнины. Оценка земских учреждений и опричнины в исторических исследованиях.
3. Формирование многонационального государства.
Источники:
1. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР (период феодализма). М., 1969. С. 119 – 138.
2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в. М., 1994. С. 224 – 257.
Литература:
1. Альшиц Д.Н. Самодержавие в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988.
2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Лекции 28 – 29, 40.
3. Кобрин В.Б. Иван Грозный: избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Ч. 1. С. 127 – 163.
4. Павлов А.П. Судьбы самодержавия и земства в России XVI в. (опричнина Ивана IV) // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 203 – 244.
5. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 44 – 151, 291 – 325.
6. Юрганов А.П. Опричнина и Страшный Суд // Отечественная история. 1997. № 3. С. 52 – 75.

Занятие №3. «Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм» (2 ч.)
1. Смута: следствие династического кризиса или гражданская война?
2. Самодержавная или сословно-представительная монархия. Анализ правлений Михаила (1613 – 1645 г.) и Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.).
3. Реформы Петра I – Историческая закономерность или этап в формировании абсолютной монархии?
4. Военно-полицейский и «просвещенный» абсолютизм: две стороны одного явления или альтернативные пути развития монархии.
Источники:
1. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 4.: Учебное пособие для вузов. / Сост. Н.С. Борисов, А.Д. Горский. Под ред. А.Д. Горского. М., 1987. С. 86 – 90, 100 – 112, С. 158 – 184, 252 – 268.
2. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР (период феодализма). М., 1969. С. 171 – 182, 221 – 224.
3. Российское законодательство X – XX вв. В 9 т. М., 1985. Т. 3. С. 62 – 72. С. 75 – 443. Т. 4. С. 28 – 93, 113 – 137, 179 – 182, 222 – 275.
Литература:
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 121 – 144, 233 – 432.
2. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л., 1991.
3. Ефимов С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 317 – 354.
4. Заичкин И.А., Почкаев Н.И. Русская история: популярный очерк. IX – XVIII в. М., 1992. С. С. 367 – 514, 548 – 588.
5. Заичкин И.А., Почкаев Н.И. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 4 – 360.
6. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999. С. 49 – 135.
7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Лекции 49, 51, 62 – 65.
8. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. С. 163 – 185.
9. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). СПб., 2003 Т. 1. С. 82 – 110,361 – 368, 424 – 431, 510 – 513. Т. 2. С. 116 – 141.
10. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 151 – 252.

Занятие №4. «Декабристы и идея конституции в первой половине XIX в.» (2 ч.)
1. Причины возникновения декабризма, эволюция идеологии декабристского движения.
2. Программные документы декабристов: Конституция Н. Муравьева и «Русская Правда» П. Пестеля.
3. Сравнительный анализ проектов декабристов и проектов М.Сперанского и Н. Новосильцева.
Литература:
1. История России: народ и власть. СПб., 1997.
2. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). СПб., 2000. Т. 1. Гл. 2-5.
3. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
4. Пушкарев С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. М., 2001.
5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М., 1997.
6. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

Занятие №5 «Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг.» (2 ч.)
1. Причины проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.
2. Отмена крепостного права. Оценка значения реформы современниками и потомками.
3. Реформы самоуправления: земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г.
4. Судебная реформа.
5. Военные реформы.
6. «Великие реформы»: историческая необходимость или закономерность.
Литература:
1. Великие реформы 1856-1874 гг. – М., 1992.
2. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1968.
3. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991. – С. 5-188.
4. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. – СПб., 2000. – Т. 1. Гл. 6. – С. 360-422.
5. История России XIX – начала XX вв./ Под ред. В.А. Федорова. – М., 1998. – С. 260-282.
6. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993. С. 250-263.

Занятие №6. «Октябрь 1917 г.: предпосылки, альтернативы, историческое значение» (2 ч.)
1. Характеристика социально-экономического и политического развития Российской империи накануне 1917 г.
2. Февральская революция и падение монархии.
3. Кризисы власти в феврале – октябре 1917 г. Альтернативные пути развития.
4. Октябрь 1917: переворот или революция.
Литература
1. Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб., 1994.
2. Булдаков В.П. «Красная смута»: природа революционного насилия. М., 1997.
3. Власть и реформы: от самодержавия к советской власти. М., 2006. С. 364–620.
4. Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или социальная катастрофа? М., 1991.
5. Пайпс Р. Русская революция. М., 2005. Т. 2. Гл. 2 – 4.
6. Пушкарев С.Г. Россия 1801–1917: власть и общество. М., 2001. С. 323–626.
7. Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1989.
8. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1–3. М., 1991–1992.
9. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1998.
10. Тюкавкин В.П. Великорусское крестьянство и столыпинская земельная реформа. М., 2002.

Занятие №7 «Становление российской государственности в 1990-е годы» (2 ч.)
1. «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г. Президентские выборы 1991 г. Распад СССР.
2. Политический кризис 1993 г. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
3. Взаимодействие федерального центра и субъектов.
4. Политические партии и движения, их влияние на развитие политической системы.
Литература
1. Алексеев С.С. Уроки: тяжкий путь России к праву. М., 1997.
2. История России в новейшее время (1945–1999) : учебник для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. М., 1999.
3. Крылов Б.С., Михалев Н.А. Новая Конституция суверенной России. М., 1994.
4. Млечин Л.М. Формула власти. От Ельцина к Путину. М., 2000.
5. Олещук В.А., Павленко Б.В. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. М., 1997.
6. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945–1991. Новосибирск, 2000.
7. Согрин В.В. Политическая история современной России: от Горбачева до Путина. М., 2001.
8. Шевцова Л. Политические зигзаги посткоммунистической России. М., 1997.


Дополнительная литература:
1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Медведева. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
2. Верт Н. История Советского государства / Н. Верт. – М.: Весь мир, 2000. – 559 с.
3. Загладин, Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии: (Политологический аспект) / Н. В. Загладин. – М.: Международные отношения, 1990. – 229 с.
4. Ионов И.Н. Российская цивилизация / И.Н. Ионов. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. / сост. С.В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991. – 367 с.
6. История России с древнейших времен до начала XXI в.: учеб. пособие / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов [и др.]. – М.: Дрофа, 2007. – 655 с.
7. История России с древнейших времен до конца XIX в.: учеб. пособие. / В.А. Скубневский, Т.Н. Соболева. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014.
8. Кириллов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2012. – 320 с.
9. Ключевский, В. О. Избранные лекции «Курса русской истории» / сост. Н.А. Мининков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 671 с.
10. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина и др.; под ред. В. В. Керова. – М.: Астрель:АСТ, 2009 – 846.
11. Милов, Л.В. История России с древнейших времен до начала XXI в. / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
12. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). В 2 т. / Б. Н. Миронов. – СПБ: «Дмитрий Буланин», 2003.
13. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений: В 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 1999.
14. Отечественная история новейшего времени, 1985 – 2008: учебник для студентов вузов / А. Б. Безбородов, Л. М. Дробижева, Н. В. Елисеева и др. – М.: РГГУ, 2009 – 873 с.
15. Отечественная история, XX век : учеб. пособие / А. А. Анашкин, Е. В. Демчик, Ю. С. Дьяченко и др. – Барнаул: Азбука, 2010. – 319 с.
16. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. – М.: Захаров, 2012. – 480 с.
17. Фортунатов В. В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.