МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономико-математические методы и модели

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент кафедры международной экономики, математических методов и бизнес-информатики к.ф.-м.н. Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент Половникова Е.С

Рабочая программа дисциплины
Экономико-математические методы и модели

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков записи экономико-математических моделей и их решение для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы применения эоптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.2. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.3
1.3. Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.4, Л1.2
1.4. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.1
1.5. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.5, Л1.3
1.6. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.3
1.7. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами" Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.3
1.8. 4. Задача линейного программирования. Алгебра симплексного метода. Симплексная таблица и работа с ней. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.5, Л1.1
1.9. 5. Задача линейного программирования. Признак оптимальности допустимого базисного решения. Практические 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.3
1.10. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Практические 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.5, Л1.3
1.11. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.3
1.12. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного ула и наименьших затрат. Лабораторные 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.13. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.3
1.14. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.15. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.2
1.16. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 26 ОПК-3 Л2.2, Л1.1
1.17. Подготовка к зачету Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.3
1.18. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.2
1.19. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.20. Решение транспортной задачи методом потенциалов. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.1
1.21. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.22. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Лабораторные 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.23. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.24. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Практические 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.1, Л1.3
1.25. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Лабораторные 4 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.3
1.26. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.3
1.27. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических занятий, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Фонд оценочных средств представлен в электронном учебно-методическом комплексе дисциплины. Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов (в том числе в компьютерной тестовой системе Moodle).
Промежуточный контроль заключается в проведении тестирования. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История создания и области применения в экономике математического программирования.
2. Постановка задачи планирования производства на примере кирпичного завода.
3. Постановка задачи о составлении смеси на примере коксофимического комбината.
4. Решение двойственной задачи и экономическая интерпретация двойственных оценок.
5. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях полной
неопределенности.
6. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях
частичной неопределенности.
7. Расчет характеристик системы массового обслуживания на примере продуктового супермаркета.
8. Расчет оптимальных параметров склада на примере организации оптовой торговли строительными материалами.
9. Применение модели управления запасами с чередованием циклов производства и реализации произведенной продукции
на примере дерево-перерабатывающего предприятия. 10. Применение модели управления запасами с учетом дефицита в
случае невыполнения заявок (отказ на продажу товарно- материальных запасов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова, И. В Экономико-математическое моделирова-ние: Вузовский учебник, 2008
Л1.2 Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2011
Л1.3 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.2 Федосеев В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов М. : ЮНИТИ, 2002
Л2.3 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л2.4 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров Лань, 2011
Л2.5 Покровский В.В. Математические методы в бизнесе и менеджменте: Учебное пособие М.: Бином, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения аудиторных занятий использутся стандартно оборудованную аудиторию. Для проведения лекций необходим видеопроектор,ноутбук, настенный экран. Для проведения практических занятий необходима стандартно оборудованная аудитория с возможностью наглядного решения задач и разбора ситуаций.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;