Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Международная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_МЭ-1-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков записи экономико-математических моделей и их решение для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные подходы применения эоптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации | ||||||
1.1. | Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2 |
1.4. | Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.1 |
1.5. | Теория массового обслуживания. Основные понятия. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.5, Л1.3 |
1.6. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.3 |
1.7. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами" | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.3 |
1.8. | 4. Задача линейного программирования. Алгебра симплексного метода. Симплексная таблица и работа с ней. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
1.9. | 5. Задача линейного программирования. Признак оптимальности допустимого базисного решения. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.3 |
1.10. | Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
1.11. | Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.3 |
1.12. | Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного ула и наименьших затрат. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.13. | Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.3 |
1.14. | Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.5, Л1.2, Л1.3 |
1.15. | Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.2 |
1.16. | Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 26 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
1.17. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л1.3 |
1.18. | Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.19. | Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.5, Л1.2, Л1.3 |
1.20. | Решение транспортной задачи методом потенциалов. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.1 |
1.21. | Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.22. | Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
1.23. | Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.24. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.1, Л1.3 |
1.25. | Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.3 |
1.26. | Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л1.3 |
1.27. | Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических занятий, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Фонд оценочных средств представлен в электронном учебно-методическом комплексе дисциплины. Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов (в том числе в компьютерной тестовой системе Moodle). Промежуточный контроль заключается в проведении тестирования. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. История создания и области применения в экономике математического программирования. 2. Постановка задачи планирования производства на примере кирпичного завода. 3. Постановка задачи о составлении смеси на примере коксофимического комбината. 4. Решение двойственной задачи и экономическая интерпретация двойственных оценок. 5. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях полной неопределенности. 6. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях частичной неопределенности. 7. Расчет характеристик системы массового обслуживания на примере продуктового супермаркета. 8. Расчет оптимальных параметров склада на примере организации оптовой торговли строительными материалами. 9. Применение модели управления запасами с чередованием циклов производства и реализации произведенной продукции на примере дерево-перерабатывающего предприятия. 10. Применение модели управления запасами с учетом дефицита в случае невыполнения заявок (отказ на продажу товарно- материальных запасов). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орлова, И. В | Экономико-математическое моделирова-ние: | Вузовский учебник, 2008 | |
Л1.2 | Кремер Н.Ш. | Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов | Юрайт, 2011 | |
Л1.3 | В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. | Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов | М. : Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федосеев В.В. | Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1 |
Л2.2 | Федосеев В.В. | Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов | М. : ЮНИТИ, 2002 | |
Л2.3 | под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. | Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online | М.: Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452 |
Л2.4 | Акулич И.Л. | Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров | Лань, 2011 | |
Л2.5 | Покровский В.В. | Математические методы в бизнесе и менеджменте: Учебное пособие | М.: Бином, 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. | Экономико-математические методы и модели: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Приложения MS Offie: - Windows, - MS Word, - MS Excel. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Для проведения аудиторных занятий использутся стандартно оборудованную аудиторию. Для проведения лекций необходим видеопроектор,ноутбук, настенный экран. Для проведения практических занятий необходима стандартно оборудованная аудитория с возможностью наглядного решения задач и разбора ситуаций. |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; |