МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 20 42 20
Практические 44 20 44 20
Сам. работа 103 41 103 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 108 216 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Горянинская О.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Булатова Галина Алексеевна, Председатель методической комиссии МИЭМИС

Рабочая программа дисциплины
Экономика организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., доцент, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н., доцент, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение системного, целостного представления об организации как субъекте предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства,формирование знаний в области экономики предприятия, а также приобретение студентами умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в качестве специалистов-маркетологов на предприятиях любой формы собственности.
• ознакомление с ключевыми правовыми, инвестиционными, хозяйственными и финансовыми аспектами предпринимательской деятельности в сфере промышленного производства;
• формирование умений анализировать состояние экономической системы промышленного предприятия, понимать причины и логику ее развития;
• развитие навыков использования элементарных моделей исследования экономических процессов современного производственного предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - о структуре и взаимосвязи отдельных элементов экономики организации;
- знать струтктуру себестоимости единицы продукции, системы калькулирования и учета затрат;
3.2.Уметь:
3.2.1. - планировать производственно-хозяйственную деятельность организации;
- оценивать и прогнозировать влияние экономических и социальных факторов на основные показатели деятельности организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - владеть методами анализа деятельности организации;
- навыками калькулирования себестоимости продукции;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
1.1. Предприятие в конкурентной среде Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Предприятие в конкурентной среде Практические 5 2 Л2.2, Л1.1
1.3. Предприятие в конкурентной среде Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1
1.4. Производственная программа предприятия Сам. работа 5 3 Л2.2, Л1.1
1.5. Материально-техническое обеспечение предприятия Сам. работа 5 5 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Потенциал предприятия
2.1. Основной капитал Лекции 5 6 Л2.2, Л1.4
2.2. Основной капитал Практические 5 4 Л2.2, Л1.5
2.3. Основной капитал Сам. работа 5 6 Л2.2, Л1.5
2.4. Оборотные фонды Сам. работа 5 5 Л2.2, Л1.3
2.5. Оборотные фонды Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1
2.6. Инновационная и инвестиционная политика предприятия Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Инновационная и инвестиционная политика предприятия Практические 5 6 Л2.2, Л1.1
2.8. Инновационная и инвестиционная политика предприятия Сам. работа 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Управление затратами предприятия
3.1. Затраты и себестоимость продукции и услуг Лекции 5 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Затраты и себестоимость продукции и услуг Практические 5 4 Л2.2
3.3. Затраты и себестоимость продукции и услуг Сам. работа 5 6 Л2.2
Раздел 4. Анализ, планирование и обеспечение эффективности деятельности предприятия
4.1. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Лекции 5 4 Л2.2, Л1.4
4.2. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Практические 5 4 Л2.2, Л1.2
4.3. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Сам. работа 5 6 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие коммерческой организации.
2. Неоклассическая теория фирмы
3. Транзакционный подход к пониманию феномена фирмы.
4. Организационно-правовые формы предприятий.
5. Интеграция предприятий. Формы интеграции предприятий.
6. Уставный капитал и имущество предприятия.
7. Внешняя среда предприятия.
8. Производственная структура предприятия.
9. Понятие продукции. Логика составления производственной программы.
10. Конкурентоспособность продукции.
11. Производственная мощность предприятия.
12. Незавершенное производство и методы его оценки.
13. Производственная программа цехов.
14. Направления использования и методы расчета потребности в сырье и материалах.
15. Состав и классификация основных средств.
16. Оценка состояния и движения основных средств. Износ основных средств.
17. Оценка эффективности использования основных средств.
18. Оборотные средства: состав, структура, классификация.
19. Нормирование оборотных средств.
20. Показатели оборачиваемости.
21. Состав и структура кадров организации. Типовая структура кадров предприятия отрасли.
22. Нормирование труда и методы нормирования труда. Производительность труда.
23. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда.
24. Понятие себестоимости, ее состав и показатели оценки.
25. Теория безубыточности.
26. Калькуляция себестоимости единицы продукции.
27. Бюджетирование в организации.
28. Классификация доходов и расходов организации.
29. Прибыль организации.
30. Система показателей рентабельности.
31. Ценовая политика предприятия.
32. Формирование ценовой политики.
33. Основные принципы налогообложения. Элементы налога.
34. Классификация налогов.
35. Направления и источники финансирования инновационного развития предприятия.
36. Инвестиционная политика предприятия.
37. Оценка влияния инновационных мероприятий на показатели хозяйственной деятельности предприятия.
38. Оценка эффективности инвестиций.
39. План денежных потоков.
40. Бизнес-планирование в организации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Уравление затратами производственного предприятия
Бизнес-планирование в производственной сфере (сфере услуг)
Роль и место марктеинга в планировании деятельности предприятия
Стратегический и оперативный консалтинг в деятельности предприятия
Оценка эффективности функционирования предприятия
Управление денежными потоками предприятия
Финансовые аспекты бизнес-планирвоания
Оценка эффективности инновационных мероприятий на предприятии
Калькулирование себестоимости продукции предприятия
Определение финансовых результатов деятельности предприятия
Калькуляция себестоимости единицы продукции
Определение портребности в сырье и материалах на программу выпуска
Определение потребности в основных средствах и оценка эффективности их использования
Планирование деятельности предприятия: структура и взаимосвязь планов
Оптимизация налогообложения предприятия
Оптимизация затрат предприятия
Расчет затрат на производство и реализацию продукции
Постоянные и переменные затраты в себестоимости продукции
Оценка эффективности инвестиционного проекта
Затраты на оплату труда в компаниях
Материалоемкость продукции и направления ее снижения
Бюджет предприятия: структура и принципы составления
Бюджетирование в деятельности предприятия
Доходы и расходы организации
Формирование фонда оборотных средств предприятия


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Колышкина, С. А. Смирнова Экономика предприятия :: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колышкин [и др.] ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. В.А. Фурсова, Н.В. Лазаревой, В.В. Куренной и др. Экономика предприятия (фирмы) : ЭБС «Университетская библиотека on-line» Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013
Л1.3 Горфинкель В.Я. Экономика фирмы : учебник из ЭБС «Университетская библиотека online», 2012. Юрайт, 2011
Л1.4 А. В. Колышкина, С. А. Смирнова Экономика предприятия : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 ЭБС "Университетская система online"
Л1.5 Н.А. Сафронов Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горфинкель В.Я. Экономика фирмы: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л2.2 Растова, Юлия Ивановна , Р. Г. Малахов, О. А. Горянинская. Экономика организаций (предприятий) в схемах: учеб. пособие М. : Эксмо, , 2009.-
Л2.3 Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) (СПО): М.: КноРус, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.marketing.spb.ru,
Э2 http://www.cfin.ru,
Э3 http://www.aup.ru,
Э4 http://www.smartcat.ru
Э5 http://www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, доска для записей, экран настенный.
2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Видеопроектор, ноутбук, переносной или стационарный экран.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
ознакомление с планом семинара;
изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.
Методические рекомендации студентам для подготовки к экзамену (зачету):
При подготовке к экзамену студент должен повторить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно т или на практических занятиях.