МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Начертательная геометрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп.каф.ИОиЗИ Бацына О.А.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Начертательная геометрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2016г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2011-2014 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.иск., профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способности к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о простейших геометрических построениях
о разработке проектной и рабочей технической документации
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать, оформлять и читать конструкторскую и проектную документацию;
оформлять проектную и другую графическую документацию в соответствии с действующей нормативной базой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пространственно-образным мышлением, способстующем анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства;
приёмами построения изображений на чертеже
приемами изображения простых и комбинированных пространственных форм на плоскости

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
1.1. Ортогональные проекции. Лекции 1 4 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.2. Стандарты оформления чертежей. Практические 1 2 ПК-31 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Конструкторская документация. Сам. работа 1 2 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.4. Оформление конструкторской документации Сам. работа 1 4 ПК-31
Раздел 2. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКЦИЙ МНОГОГРАННИКОВ. КРИВЫЕ ЛИНИИ И ПОВЕРХНОСТИ
2.1. Чертежи призм и пирамид . Пересечение призм и пирамид плоскостью и прямой линией. Взаимное пересечение многогранников. Общие приемы развертывания гранных поверхностей (призмы и пирамиды). Лекции 1 2 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.2. Вращение и тела вращения. Точки на поверхности вращения. Пересечение цилиндрической и конической поверхностей плоскостью. Пересечение сферы плоскостью. Пересечение кривых поверхностей прямой линией. Сам. работа 1 4 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Выполнение чертежей призм и пирамид. Пересечение призм и пирамид плоскостью и прямой линией. Пересечение сферы плоскостью. Пересечение кривых поверхностей прямой линией. Сам. работа 1 8 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.4. Проработка конспекта лекций. Подготовка и оформление практической работы Сам. работа 1 16 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ
3.1. Схема аксонометрического проецирования и основные свойства аксонометрии. Виды аксонометрических проекций. Коэффициенты искажения и углы между осями. Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех проекциях) и изображение ее в изометрических и свободных проекциях. Практические 1 3 ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех проекциях) и изображение ее в изометрических и свободных проекциях. Сам. работа 1 3 ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка и оформление практической работы Сам. работа 1 16 ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ТЕНЕЙ.
4.1. Основные понятия. Эскиз. Построение аксонометрических осей. Штриховка. Тени. Тени точки и отрезка. Тени от геометрических тел. Тени на поверхностях. Тени в аксонометрии. Практические 1 1 ПК-31 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Выполнение технических эскизов. Построение аксонометрических осей. Штриховка.Тени от геометрических тел. Тени на поверхностях. Тени в аксонометрии. Сам. работа 1 13 ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка и оформление практической работы Сам. работа 1 26 ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В зависимости от чего принимается толщина штриховой, штрихпунктирной тонкой и сплошной тонкой линий?
2. Назначение линий: сплошной основной, штриховой, штрихпунктирной, сплошной тонкой
3. Отличие в проведении центровых линий для окружностей диаметром до 12мм и более 12мм
4. Масштаб. Стандарты масштабов. Пример масштаба увеличения и масштаба уменьшения
5. В каких единицах выражают линейные размеры на чертежах (если единица измерения не обозначена)?
6. Какое расстояние необходимо оставить между контуром изображения и размерной линией? Между двумя параллельными размерными линиями?
7. Как по отношению к размерной линии располагается размерное число?
8. Как при помощи циркуля разделить отрезок на 2(4) равные части? Приведите пример
9. Разделите отрезок 37мм в отношении 2:3 (при помощи геометрических построений)
10. Используя циркуль, выполните деление окружности R30мм на 3 и 6 равных частей
11. При помощи циркуля, разделите окружность R20мм на 5 и 7 равных частей
12. Сопряжение. Постройте сопряжение дуги окружности с прямой линией
13. Выполните сопряжение двух окружностей. Определите точки перехода (сопряжения)
14. Назовите известные вам лекальные кривые. Приведите пример построения одной из них
15. Какие кривые носят название «коробовые»? Перечислите известные коробовые кривые и постройте одну из них
16. Что называется проекцией? Постройте ортогональные проекции точки А (15;30;50)
17. Каково взаимное расположение плоскостей проекций? Как направлены проецирующие лучи, по отношению к плоскостям проекций?
18. Выполните схемы расположения осей для прямоугольной изометрии и прямоугольной диметрии. Укажите величину углов и коэффициенты искажения по осям
19. Постройте правильный треугольник со стороной равной 35мм в прямоугольной изометрии, расположив его на плоскостях проекций
20. Постройте правильный шестиугольник в прямоугольной диметрии, расположив его на плоскостях проекций
21. Приведите пример построения окружности в прямоугольной изометрии
22. Какие геометрические тела называются многогранниками? На макете многогранника поясните, из каких элементов он состоит
23. Назовите, какие тела вращения вы знаете. Сформулируйте определение
24. Постройте прямоугольную изометрию прямого кругового цилиндра R20мм, высота 50мм
25. На примере ваших графических работ, объясните, как определяются недостающие проекции точки, принадлежащей поверхности геометрического тела
26. Развертка поверхности геометрического тела
27. Выполните макет произвольного многогранника.
28. Назовите формулу развертки боковой поверхности цилиндра.
29. Выполните развертку поверхности конуса. Как определяется величина угла при вершине?
30. Объясните принцип построения разверток многогранников на примере: а) правильной пирамиды; б) прямой призмы
31. Выполните развертку тел вращения: а) прямого кругового конуса; б) цилиндра
32. Дайте определение проецирующей плоскости. Приведите пример
33. Какую форму может иметь сечение цилиндра проецирующей плоскостью? Перечислите все возможные варианты
34. Какую форму может иметь сечение прямого кругового конуса проецирующей плоскостью? Приведите примеры
35. В чем заключается способ вспомогательных секущих плоскостей? В каких графических работах он применяется?
36. Построить сечение многогранника проецирующей плоскостью
37. Как определить натуральную величину сечения геометрического тела проецирующей плоскостью? Приведите пример
38. Как располагаются виды на чертеже? Допустимо ли произвольное расположение видов?
39. Аксонометрические проекции. Под каким углом расположены оси в этих проекциях? Приведите пример (схему)
40. Постройте окружность R25 в прямоугольной изометрии (окружность расположена в горизонтальной плоскости)
41. Объясните, в чем отличие технического рисунка от аксонометрической проекции?
42. Для чего применяют разрезы на комплексных чертежах? В чем отличие между разрезом и сечением?
43. Классифицируйте разрезы (по направлению секущей плоскости)
44. Чем сложные разрезы отличаются от простых?
45. Под каким углом выполняется штриховка в разрезе на комплексном чертеже детали? Как определяется направление штриховки в разрезе в аксонометрии?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Чекмарев А.А. Инженерная графика: учеб. для немашиностроит. спец. вузов М.: Высш. шк., 2007 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макарова М.Н. Перспектива: Макарова М.Н. Перспектива:Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».2-е издание, перераб.и доп.-М.: Академический Проект, 2006 Академический Проект, 2006
Л2.2 Талалай П. Г. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Интернет-тестирование базовых знаний: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Трухина В. Д. Инженерная графика с основами проектирования: Методические рекомендации Барнаул, Изд - во АлтГу, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://abc.vvsu.ru/Books/nachert_geom_ing_graf/page0001.asp
Э2 http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3024-2012-06-04-06-57-48
Э3 http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/redkin/u-org.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Консультант плюс

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

лаборатория информационных технологий, компьютерный класс для для самостоятельной работы практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25, ; Microsoft Windows ; Microsoft Office )
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

рганизация занятий по дисциплиненосит циклический характер. По еѐ разделам предусмотрена взаимоувязанная цепочка
учебных работ:
лекция
-практическое занятие
–самостоятельная работа студентов (аудиторная и внеаудиторная).
На занятиях студенческая группа получает задания для выполнения внеаудиторных работ и направленные на формирование заявленных компетенций, а также рекомендации по их выполнению.
Для своевременной помощи студентам при изучении дисциплины кафедрой организуются индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ.
По итогам изучения дисциплины осуществляется аттестация студента в форме зачета.
Учитывая статус дисциплины к еѐ изучению предъявляются следующие организационные требования:
-обязательное посещение студентом всех видов аудиторных занятий;
-ведение конспекта в ходе лекционных занятий;
-качественная самостоятельная подготовка к лабораторным занятиям, активная работа на них;
-активная, ритмичная самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студента в соответствии с планом-графиком;
-своевременная сдача преподавателю отчетных документов по аудиторным и внеаудиторным видам работ;
-в случае наличия пропущенных студентом занятий,необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий.
Для успешного освоения дисциплины студенту предлагаются учебно-информационные источники в виде учебной, учебно-методической литературы по всем разделам.