МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий курс шрифта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп.каф.ИОиЗИ Бацына О.А.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Общий курс шрифта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины - формирование у студентов шрифтовой культуры и основных навыков композиционного, стилистического и цветового решения проектирования шрифтов.
Задачи:
-ознакомление с основными понятиями шрифтовой культуры, с эволюцией шрифтовых форм и их взаимосвязью с технологиями печати;
- изучение анатомии, морфологии и эстетики шрифта;
- освоение основных навыков в работе со шрифтом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные виды шрифтовых композиций
- об исторической эволюции шрифтовых форм;
- о взаимосвязи шрифта с технологиями печати.
- об эстетических качествах шрифта и шрифтовой композиции
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать типы шрифтовых форм;
- выполнять правильный набор шрифтов для различного назначения;
- грамотно компоновать блок текста в заданном формате;
- регулировать межбуквенный пробел, межсловный пробел, интерлиньяж;
- различать шрифтовые композиции разных эпох;
- воссоздавать стилевую целостность шрифта по базовым элементам и буквам
- использовать шрифт как равноправный элемент композиции
- самостоятельно разрабатывать шрифты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками начертания букв шрифта различными инструментами;
- навыками композиционного, стилистического, цветового соединения шрифта и изображения;
- навыками проектирования декоративных шрифтов
- техниками работы с инструментами для графических работ: перья плакатные, перья типа «орнамент», тонкое перо, гусиное перо, кисти плоские и круглые, карандаш, фломастер и пр.;
- освоение художественных материалов: тушь, гуашь, акварель, акрил и пр.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: рисунок, основы цветоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития шрифта
1.1. Обзор истории развития шрифта от глубокой древности до современности Лекции 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Составить коллекцию шрифтов печатной продукции. Практические 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Упражнения работы с различными инструментами: тонким пером, плакатным пером, типа «редис», «орнамент», плоскими и круглыми кистями, маркерами. Выполнение линий под разным наклоном. Выполнение округлых элементов. Выполнение ритмических рядов Сам. работа 1 2 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Письменность средневековья
2.1. Возникновение книгопечатания в Западной Европе. Первая типография И. Гутенберга. Наборные шрифты, Основные принципы ранней типографики Лекции 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Выполнить упражнения плакатными перьями Практические 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Выполнить импровизацию одной буквы с использованием разных инструментов Сам. работа 1 2 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Письменность эпохи Ренессанса
3.1. Шрифты эпохи Ренессанса. Крупнейшие художники Возрождения - А. Дюрер и Г. Гольбейн как создатели шрифтов и алфавитов. Основные черты шрифтов старинной антиквы. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Выполнить композицию графем в моногаме Практические 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Копирование антиквенных шрифтов. Копирование. Сам. работа 1 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Шрифты Нового времени
4.1. Появление первых изданий по типографике, формирование системы конструирования и измерения шрифтов. Возникновение брусковых шрифтов, их характеристика, область применения Сам. работа 1 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Копирование готических шрифтов Практические 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Копирование древнерусского шрифта: устав, полуустав, вязь Сам. работа 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Появление и развитие кириллических шрифтов
5.1. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия Глаголица – алфавит, созданный на научной основе. Кириллица - транслитерализация глаголицы. Создание кириллического алфавита. Появление книгопечатания в России. Реформы Петра 1 в области типографики. Развитие шрифтовой культуры в России в XVIII - XIX веках Лекции 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Построение гротесковых шрифтов Практические 1 3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Выполнить Петровский гражданский шрифт Сам. работа 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Своеобразие китайского иероглифического письма и арабской вязи
6.1. Китайские иероглифы и японские силлабические азбуки катакана и хирагана. Типы написания иероглифов: Kaisho квадрат, Gyosho – полукурсив, Sosho – курсив. Основные черты октограммы и правила начертания. Разновидности кистей для каллиграфии. Отличительные особенности мусульманской каллиграфии. Условность художественного языка Сам. работа 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Особенности монументального и курсивного письма Сам. работа 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Арабские почерки: сульс, насх та лик, дийвани, рика, макки, мадани, басри, куфи Сам. работа 1 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Эволюция шрифтовых форм и их взаимосвязь с технологиями печати. История книгопечатания
7.1. Иван Федоров и Франциск Скорина в истории книгопечатания. Требования к шрифтам в полиграфической промышленности Сам. работа 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Классификация шрифтов Сам. работа 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Гражданский, елизаветинский, академический литературный, обыкновенный шрифты Сам. работа 1 6 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Построение шрифтов
8.1. Анатомия шрифта и элементы знака, структура шрифта Сам. работа 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Анатомия шрифта и элементы знака. Понятия структуры шрифта: «кегль», интерлиньяж, «кернинг», «гарнитура» Практические 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Прописные, строчные буквы, цифры, знаки препинания, специальные символы Сам. работа 1 16 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.4. Стилевое единство гарнитуры Сам. работа 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.5. Связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Основа средств художественной выразительности красивые Сам. работа 1 1 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.6. Построение шрифтовой композиции Сам. работа 1 18 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.7. Морфология шрифта Сам. работа 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.8. Разработка полиграмм Сам. работа 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Шрифтовые композиции
9.1. Виды шрифтовых композиций Сам. работа 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Разработка композиции слова Сам. работа 1 1 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.3. Разработка композиции фразы Сам. работа 1 17 ПК-34 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие М.:Гардарики, 2007
Л2.2 Овчинникова Р. Ю., Дмитриева Л. М. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152182/82
Э2 http://print-sviblovo.ru/wiki/82
Э3 http://fontproblem.narod.ru/index.html?http://fontproblem.narod.ru/srift.htm
Э4 http://ifont.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

учебная аудитория проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт. )
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В целях обеспечения качества усвоенного материала по дисциплине «Обший курс шрифта» предусмотрена самостоятельная работа, которая должна систематически контролироваться преподавателем. Для методического обеспечения самостоятельной работы студентов составлен перечень форм, тематика и вопросы самостоятельных работ, подобрана учебная, справочная, методическая и научная литература.
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Конкретное содержание для самостоятельной работы, ее виды и объем могут иметь вариативный и дифференцированный характер. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Выдача заданий на внеаудиторную самостоятельную работу сопровождается со стороны преподавателя подробным инструктажем по ее выполнению, включающим изложение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работ.
Методы и формы организации самостоятельной работы:
1. проработка конспекта лекций и учебной литературы;
2. выполнение индивидуального задания;
3. выполнение упражнений выдаваемых на практических занятиях, в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
Целью самостоятельной работы является:
1. систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;
2. формирование умений самостоятельно находить пути решения задач и практически их реализовывать;
3. развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления;
5. развитие исследовательских умений.