МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 29.09.2017 г. № 1
Срок действия программы: 17-18 уч. г.

Заведующий кафедрой
Любова С.В., д.э.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 29.09.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Любова С.В., д.э.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.
Задачи курса:
• раскрыть содержание теоретических и эмпирических исследований, а также психологических и психотехнических практик, которые разрабатывались различными психологическими школами
• дать общее представление о закономерностях формирования и развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе;
• рассмотреть проблематику внутренней сущности, ценностно-смысловых оснований, мотивации, характера и направленности личности;
• сформировать представление о психологическом здоровье, нормальном и аномальном развитии личности;
• научить владеть основными методами психологической диагностики индивидуально-личностных качеств и свойств и применять их в практической жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности развития психологии личности как науки, основные цели и задачи психологии личности на современном этапе развития науки и психологической практики;
- содержание объекта и предмета психологии личности;
- определение, структуру личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять специфику подходов к изучению личности;
- сопоставлять содержание различных направлений, теорий и подходов с целью структурирования знаний в области психологии личности;
- выделять малоизученные и актуальные проблемы в области психологии личности;
- проектировать и осуществлять теоретические и эмпирические исследования в области психологии личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения методов диагностики мотивации личности;
- использования психодиагностических методов при анализе личности;
- разработки и апрбации программы диагностики личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности как наука
1.1. Этапы развития психологии личности как науки Лекции 3 2 Л1.2
1.2. Этапы развития психологии личности как науки Практические 3 2
1.3. Проблема предмета психологии личности Сам. работа 3 10 Л1.2
1.4. Уровни теоретического знания о личности Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2
1.5. Уровни теоретического знания о личности Практические 3 2
1.6. Уровни теоретического знания о личности Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.2
1.7. Требования и критерии оценки теории личности. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2
1.8. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 3 2
1.9. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Субъектность как область исследования психологии личности
2.1. Основные парадигмы в рамках интерпретации категории «субъект». Лекции 3 4 Л1.2
2.2. Основные парадигмы в рамках интерпретации категории «субъект». Практические 3 4
2.3. Взаимосвязь категорий «субъект» и «личность». Сам. работа 3 2 Л1.2
2.4. Общее представление о субъектности. Лекции 3 2 Л1.2
2.5. Общее представление о субъектности. Практические 3 4
2.6. Общее представление о субъектности. Сам. работа 3 12 Л1.2, Л3.1
2.7. Структура личности Лекции 3 2 Л1.2
2.8. Структура личности Практические 3 4
2.9. Структура личности Сам. работа 3 12 Л1.2, Л3.1
2.10. Психологические методы диагностики субъектности Лекции 3 2 Л1.2
2.11. Психологические методы диагностики субъектности Практические 3 2 Л1.1
2.12. Психологические методы диагностики субъектности Сам. работа 3 10 Л1.2
Раздел 3. Суверенность психологического пространства личности
3.1. Феномен суверенности психологического пространства личности Лекции 3 2 Л1.2
3.2. Феномен суверенности психологического пространства личности Практические 3 2 Л1.1
3.3. Психологические методы диагностики личности. Лекции 3 2 Л1.2
3.4. Психологические методы диагностики личности. Сам. работа 3 8 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы сообщений
1. Классический этап развития психологии личности: содержательная характеристика.
2. Особенности неклассической психологии личности.
3. Постнеклассическая психология личности.
4. Объект изучения и проблема предмета психологии личности.
5. Основные общие теории в психологии личности.
6. Соотношение теорий среднего уровня и эмпирических исследований в психологии личности.
7. Основные парадигмы в рамках интерпретации категории «субъект».
8. Взаимосвязь категорий «субъект» и «личность».
9. Общее представление о субъектности.
10. Структура субъектности
11. Суверенность психологического пространства личности: общая характеристика.
12. Измерения суверенности психологического пространства личности.
13. Становление суверенности психологического пространства личности.
14. Психологические методы диагностики субъектности и суверенности психологического пространства личности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Феномен суверенности психологического пространства личности.
2. Субъектность как личностная характеристика человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания датируется …
варианты ответов:
1) началом 1930-х гг. 2) концом 1960-х гг. 3) концом 1930-х гг. 4) началом 1970-х гг.

Задание № 2 (выберите один вариант ответа)
В 1938 г. термин «персонолог» ввел …
варианты ответов:
1) Г. Олпорт 2) З. Фрейд 3) Л.С. Выготский 4) Г. Мюррей.

Задание № 3 (выберите один вариант ответа)
По мнению Д.А. Леонтьева, в неклассический этап своего развития психология личности вступила
варианты ответов:
1) с начала 1930-х гг. 2) с конца 1960-х гг. 3) с конца 1930-х гг. 4) с начала 1970-х гг.

Задание № 4 (закончите предложение)
По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …………………………………………………….

Задание № 5 (выберите несколько вариантов ответа)
Согласно А.В. Петровскому, ориентация на системный подход к изучению личности предполагает
варианты ответов:
1) расмотрение феномена как включенного в более широкий контекст
2) выяснение общей структуры
3) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
4) поиск системообразующего признака
5) анализ соотношения личностных подструктур

Задание № 6 (продолжите предложение)
В концепции А.Г. Асмолова социогенез определяется как ……………………………………………………………………………………………………

Задание № 7 (выберите один вариант ответа)
Развитие человека как индивидуальности осуществляется в ходе
Варианты ответов:
1) биогенеза 2) социогенеза 3) персоногенеза

Задание № 8 (выберите один вариант ответа)
Развитие человека как индивидуальности осуществляется в ходе
Варианты ответов:
1) биогенеза 2) социогенеза 3) персоногенеза

Задание № 9 (выберите один вариант ответа)
Развитие человека как личности осуществляется в ходе
Варианты ответов:
1) биогенеза 2) социогенеза 3) персоногенеза

Задание № 10 (выберите один вариант ответа)
Развитие человека как индивидуальности осуществляется в ходе
Варианты ответов:
1) биогенеза 2) социогенеза 3) персоногенеза

Задание № 11 (выберите один вариант ответа)
Развитие человека как индивида осуществляется в ходе
Варианты ответов:
1) биогенеза 2) социогенеза 3) персоногенеза

Задание № 12 (выберите один вариант ответа)
По мнению Д.А. Леонтьева, классический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) начало 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
3) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
4) с начала 1970-х гг.

Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа)
Согласно А.В. Петровскому, ориентация на структурный подход к изучению личности предполагает …
варианты ответов:
1) расмотрение феномена как включенного в более широкий контекст
2) выяснение общей структуры личности
3) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
4) поиск системообразующего признака
5) анализ соотношения личностных подструктур

Задание № 14 (выберите несколько вариантов ответа)
Согласно А.В. Петровскому, ориентация на коллекционерский подход к изучению личности предполагает
варианты ответов:
1) расмотрение феномена как включенного в более широкий контекст
2) выяснение общей структуры
3) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
4) поиск системообразующего признака
5) анализ соотношения личностных подструктур

Студентам предоставляются тесты (10 вопросов), представляющие выборку из банка вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Таким образом, студент может набрать максимум 10 баллов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 1. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 3. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Слайды, проектор, экран, компьютер.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в выступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.