МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государсвенный университет»

Стилизация
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории отечественного и зарубежного искусства
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовкиДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Квалификация
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (6) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
в том числе инт. 0 12 0 12
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Матвеева А.Л.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Стилизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2007-2014 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира.
Задачи:
-способствовать развитию творческого мышления;
-формировать чувство композиции;
-обучить методу творческого поиска;
-овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения;
-научить выполнять эмоционально-выразительную

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34: готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных чертах стилизации
простоте форм, их обобщённости и символичности, эксцентричности, геометричности, красочности, чувственности; абстрактности.
о стилизации как художественном методе при создании цельной, эстетически значимой окружающей среды.
законы и выразительные средства стилистической композиции; основные виды и приемы орнаментальных построений; условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность цвета.Знать принципы архитектоничности.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать натуральный объект в виде художественного символа; знак-образ методом стилизации формы; самостоятельно работать по представлению.
создавать на основе стилизации формы раппортную композицию и монокомпозицию как художественное переживание пространства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки художественной трансформации объектов:
использования выразительных средств декоративно – прикладного искусства; чувством пропорций, цветовой гармонии, композиционной чуткостью;
структурного анализа и стилизации формы на основе ее геометризации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилизация в орнаменте
1.1. Понятие стилизации и стиля в композиции. Композиция из геометрических элементов или форм, приближенным к ним. Цветовое решение в гармонии родственно – контрастных цветов. Лекции 5 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Упражнение на организацию композиционного центра Сам. работа 5 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Композиция из природных растительных форм (один элемент сложнее, другой – проще Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Упражнение на членение плоскости на части Сам. работа 5 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте
2.5. Декоративная комбинаторика геометрических форм Лекции 5 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Выполнение фронтальной композиции, выполненной в цветовой гармонии Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Выполнить декоративный стилизованный натюрморт. Использование декора в стилизованном натюрморте Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Выпонить стилизованный натюрморт с ярко выраженным композиционным центром Сам. работа 5 19 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Декоративная стилизация растительных форм
3.9. Декоративное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений Лекции 5 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.10. Выпонить декоративную стилизацию растительных форм в гармонии контрастно – дополнительных цветов Сам. работа 5 20 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.11. Стилизованная зарисовка коры деревьев, мха Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Декоративная стилизация живых объектов
4.12. Использование утрирования природных форм. Использование различного рода условностей Лекции 5 1 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.13. Выполнить стилизованное изображение фруктов. Декоративное изображение птиц. Выпонить декоративное изображение морских камушек и ракушек Сам. работа 5 9 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Стилизация в декоративном пейзаже
5.14. Стилизованный пейзаж. Стилизованные панорамные пейзажные мотивы Практические 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.15. Выполнить композицию стилизованного пейзажа Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение



5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Стилизация.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2011
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", 2009.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Науменко Рисунок в системе дизайнобразования: учеб. пособие для вузов Барнаул: [Изд-во АлтГАКИ], 2007
Л2.2 Логвиненко Г. Декоративная композиция: Учебное пособие М.: Владос. , 2005 г
Л2.3 Устин В. Композиция в дизайне: М.: Астрель, , 2002
Л2.4 Стор Н. Смыслообразование в графическом дизайне: М:. МГТУ , 2005
6.1.3. Методические разработки
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения, спец. – проф. обучение "Дизайн" 05050165 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Э1http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Консультант плюс

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.