МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилизация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Матвеева А.Л.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Стилизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2007-2014 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира.
Задачи:
-способствовать развитию творческого мышления;
-формировать чувство композиции;
-обучить методу творческого поиска;
-овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения;
-научить выполнять эмоционально-выразительную

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных чертах стилизации
простоте форм, их обобщённости и символичности, эксцентричности, геометричности, красочности, чувственности; абстрактности.
о стилизации как художественном методе при создании цельной, эстетически значимой окружающей среды.
законы и выразительные средства стилистической композиции; основные виды и приемы орнаментальных построений; условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность цвета.Знать принципы архитектоничности.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать натуральный объект в виде художественного символа; знак-образ методом стилизации формы; самостоятельно работать по представлению.
создавать на основе стилизации формы раппортную композицию и монокомпозицию как художественное переживание пространства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки художественной трансформации объектов:
использования выразительных средств декоративно – прикладного искусства; чувством пропорций, цветовой гармонии, композиционной чуткостью;
структурного анализа и стилизации формы на основе ее геометризации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилизация в орнаменте
1.1. Понятие стилизации и стиля в композиции. Композиция из геометрических элементов или форм, приближенным к ним. Цветовое решение в гармонии родственно – контрастных цветов. Лекции 4 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Упражнение на организацию композиционного центра Сам. работа 4 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Композиция из природных растительных форм (один элемент сложнее, другой – проще Практические 4 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.4. Упражнение на членение плоскости на части Сам. работа 4 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте
2.1. Декоративная комбинаторика геометрических форм Лекции 4 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Выполнение фронтальной композиции, выполненной в цветовой гармонии Сам. работа 4 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Выполнить декоративный стилизованный натюрморт. Использование декора в стилизованном натюрморте Практические 4 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Выпонить стилизованный натюрморт с ярко выраженным композиционным центром Сам. работа 4 21 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Декоративная стилизация растительных форм
3.1. Декоративное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений Сам. работа 4 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Выпонить декоративную стилизацию растительных форм в гармонии контрастно – дополнительных цветов Сам. работа 4 18 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Стилизованная зарисовка коры деревьев, мха Практические 4 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Декоративная стилизация живых объектов
4.1. Использование утрирования природных форм. Использование различного рода условностей Сам. работа 4 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Выполнить стилизованное изображение фруктов. Декоративное изображение птиц. Выпонить декоративное изображение морских камушек и ракушек Сам. работа 4 17 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Стилизация в декоративном пейзаже
5.1. Стилизованный пейзаж. Стилизованные панорамные пейзажные мотивы Практические 4 1 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Выполнить композицию стилизованного пейзажа Практические 4 1 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Науменко И.В. Рисунок в системе дизайнобразования: учеб. пособие для вузов Барнаул: [Изд-во АлтГАКИ], 2007
Л2.2 Логвиненко Г. Декоративная композиция: Учебное пособие М.: Владос. , 2005 г
Л2.3 Стор Н. Смыслообразование в графическом дизайне: М:. МГТУ , 2005
Л2.4 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Консультант плюс

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.