МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н. проф. Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент С.В.Доронина

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. № 8
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-8 владение культурой речи, основами профессионального и академического этикета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.о коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 10 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
2.4. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.6. Основные типы семантических ошибок Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.7. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 10 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
2.8. Морфологические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Основные грамматические трудности в употреблении имен существитель-ных. Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.4
2.10. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 2 6 ОК-7, ОК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.4
2.11. Образование и употребление глагольных форм Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.2, Л1.1, Л1.4
2.12. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.2, Л1.1
2.13. Синтаксические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.2
2.14. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 10 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
2.15. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 2 10 ОК-7, ОК-8 Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 2 4 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Логичность речи Лекции 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Смысловые нарушения в тексте и способы их преодоления. Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.5. Композиция текста Практические 2 2 ОК-7, ОК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.6. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 2 16 ОК-7, ОК-8 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Язык как средство человеческого общения.
2. Знаковый характер языка.
3. Понятие «культура речи», его составляющие
4. Формы существования языка.
5. Особенности книжной и разговорной речи.
6. Понятие языковой нормы
7. Лексические нормы. Основные типы речевых ошибок.
8. Понятие грамматической нормы.
9. Грамматические нормы в области существительных.
10. Грамматические нормы в области прилагательных и существительных.
11. Грамматические нормы в области глагола.
12. Орфоэпические нормы русского языка.
13. Особенности ударения в русском языке.
14. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок.
15. Выразительность речи.
16. Понятие речевого этикета.
17. Функциональные стили современного русского литературного языка.
18. Культура научной и профессиональной речи.
19. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
20. Культура деловой речи.
21. Требования, предъявляемые к составу и оформлению реквизитов документов.
22. Основные типы и жанры документов.
23. Невербальные средства общения.
24. Жанр и композиция текста.
25. Цельность и связность как основные признаки текста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.4 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Копочева В.В. Навигатор по курсу "Русский язык и культура речи": терминологический справочник: [учеб. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.2 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
Л2.3 Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация: [пособие] М.: АЙРИС-пресс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
стандартный пакет программ MicrosoftOffice
6.4. Перечень информационных справочных систем
не используются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

стандартно оборудованные учебные аудитории

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».