МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Латинский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Кинцель А.В., к.ф.н., доцент

Рецензент(ы):
Трубникова Ю.В., д.ф.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Латинский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2017 г. №
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить студентов биологического факультета читать и переводить со словарем термины международной ботанической номенклатуры, а также специальные тексты по описанию растений на латинском языке различных уровней сложности; сформировать навыки анализа и производства терминов номенклатуры; сформировать навыки работы с двуязычными латинско-русскими словарями; познакомить с достижения латинской культуры (на материале крылатых латинских изречений и студенческого гимна Gaudeamus)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Латинский алфавит и правила чтения на латинском языке; систему именного и глагольного словоизменения; основные способы словообразования таксонов ботанической терминологии; несколько десятков крылатых латинских изречений; гимн Gaudeamus на латинском языке
3.2.Уметь:
3.2.1.Читать и писать на латинском языке; переводить со словарём с латинского и на латинский специальные тексты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Чтения таксономии растений, описания новых видов растений, чтения и перевода специальных текстов на латинский и с латинского языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Латинский язык: фонетика, грамматика, устойчивая фразеология для биологов
1.1. Введение. Латинский алфавит. Правила чтения. Правила аостановки ударения Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Имя существительное: общая характеристика. 1-ое склонение.Биноминальная номенклатура. Практические 1 2 ОК-5 Л1.3, Л2.1
1.3. 2-ое склонение существительных и прилагательных. Предлоги. Abl. qualitatis. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.4. Глагол: общая характеристика. Основные формы глагола. Типы спряжения. Praesens indicativi activi Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.5. Глагол esse. Синтаксис простого предложения. Практические 1 2 ОК-5
1.6. Существительные 3-го склонения.Participium perfecti passivi Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.3
1.7. Прилагательные 3-го склонения. Словообразование. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.8. Степени сравнения прилагательных Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.9. Коллоквиум по правилам чтения Практические 1 2 ОК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.3
1.10. Существительные 4-го, 5-го склонения. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.11. Числительные Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.12. Gaudeamus Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3
1.13. Контрольная работа Практические 1 2 ОК-5 Л3.1
1.14. Сдача крылатых латинских изречений Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3
1.15. Сам. работа 1 44 ОК-5 Л1.2, Л3.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Подосинов Латинско-русский и русско-латинский словарь: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л1.2 А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева Введение в латинский язык и античную культуру. 1 Ч. : М.: Флинта , 2017 e.lanbook.com
Л1.3 В.А. Чеснокова Латинский язык (для студентов-биологов): Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.А. Гараева Латинский язык. Курс для начинающих. : учебное пособие М. : ФЛИНТА // ЭБС «Лань», 2017, 2014 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/48387
Л2.2 А.В. Григорьев, Г.А. Романовская Латинский язык. Ч. 1. Теория и практика: М.: Изд-во «Прометей» (МГПУ) // ЭБС «Лань», 2012, 2011
Л2.3 Е.В. Жданова Латинский язык : учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2011 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=91059 (04.04.2017).
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А.В. Кинцель Материалы для самостоятельных и контрольных работ по латинскому языку для студентов первого курса филологического: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованная аудитория для проведения занятий, оснащенная видеопроектором, настенным экраном, ноутбуком, доской, мелом

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Поскольку латинский язык относится к мертвым языкам, основное внимание при изучении курса уделяется чтению, переводу со словарем и грамматическому анализу языковых явлений, позволяющему лучше усвоить особенности морфолого-синтаксической структуры латинского языка. Лексика латинского языка усваивается в процессе работы с латинско-русским и русско-латинским словарями, при заучивании устойчивых латинских выражений, отрывков стихотворений и гимна студентов Gaudeāmus, а также в результате заучивания перевода нескольких латинских текстов после их предварительного перевода со словарем.
Программой курса предусмотрена самостоятельная работа студентов в форме выполнения домашних заданий к каждому лабораторному занятию. Домашнее задание включает некоторый грамматический материал для заучивания, ряд упражнений для отработки навыков его использования и перевод со словарем отрывка латинского текста, реже – предложений с русского на латинский.
Текущий контроль успеваемости включает в себя проведение небольших самостоятельных работ по пройденному материалу. Промежуточный контроль осуществляется в форме 1-ой контрольной работы, коллоквиума по правилам чтения, сдачи двух блоков крылатых латинских изречений и перевода одного латинских текста без словаря (на основе заучивания перевода текста со словарем).
Результирующая оценка (зачет/незачет) по итогам работы в каждом семестре складывается из текущих и рубежных оценок.
Латинский язык является мертвым языком романской группы индоевропейской семьи языков и непосредственным предком всех современных языков этой группы, сформировавшихся на основе разговорной латыни: итальянского, испанского, португальского, французского, румынского, молдавского, провансальского, реторороманского, сардинского и каталанского. Литературный латинский язык в течение многих веков оказывал значительное культурное влияние на народы Европы, являясь языком их науки и культуры. В настоящее время латинский язык является языком научной терминологии в целом ряде областей: сфере международного права, естественнонаучной систематики и медицины. В связи с этим изучение латинского языка на филологическом факультете является обязательной частью языковой и собственно филологической подготовки специалиста-филолога. Основная цель курса – научить студентов филологического факультета читать и переводить со словарем тексты на латинском языке различных уровней сложности. Достижение поставленной цели предусматривает формирование навыков анализа грамматической структуры предложения и текста в целом, а также навыков работы с двуязычными латинско-русскими словарями.
Изучив курс «Латинский язык», студенты должны:
1. уметь читать различные тексты на латинском языке;
2. знать основы грамматики латинского языка;
3. владеть навыками грамматического анализа явлений языка, представленных в латинских текстах;
4. владеть навыками перевода со словарем латинских текстов различных уровней сложности;
5. уметь пользоваться латинско-русскими, русско-латинскими словарями и другой научной, справочной и методической литературой на родном языке;
6. знать наизусть предлагаемый для заучивания список крылатых латинских изречений на латинском языке;
7. знать наизусть и уметь исполнять на латинском языке гимн студентов Gaudeāmus.