МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пропедевтика в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоедения, зав. каф. теории искусства и культурологии, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Пропедевтика в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусстоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусстоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Живописные ассоциации Лекции 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации
2.1. Графический дизайн и композиция Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) Лекции 1 4 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования Сам. работа 1 4 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Закон целостности Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Выполнить композицию на целостность композиционной структуры Сам. работа 1 4 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Закон равновесия Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Закон типизации Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.11. Закон контрастов Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.12. Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.13. Виды пространственных форм Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.14. Выполнение моно- и полицентрические композиции Сам. работа 1 4 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании
3.1. Понятие знака и виды знаков Лекции 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Выполнение композиции на разработку различных видов знака Сам. работа 1 4 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Стилизованный объект как иконический знак Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Выполнение композиции на создание знака-символа Сам. работа 1 8 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак
4.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Изучение манеры стилизации известных художников Сам. работа 1 6 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Виды стилизации Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Составление таблицы по видам стилизации Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Передача эмоционального состояния через растительные формы. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Стилизация растений и животных. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Стилизация животных Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции
5.1. Понятие образной выразительности. Средства выразительности Лекции 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Визуализация вербальной информации Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Вариативность и дублирование образа как средство выразительности Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.6. Создание композиции с использованием пиктограммы Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства
6.1. Композиционная разработка растительного орнамента Лекции 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Композиционная разработка зооморфного орнамента Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Композиционная разработка комбинированного орнамента Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству
7.1. Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Изучение аналогов Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Композиционные принципы создания буклета. Практические 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
7.4. Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
7.5. Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета Сам. работа 1 2 ПК-34 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Нюанс как средство выразительности в искусстве и в графическом
дизайне
2. Контраст как средство выразительности в искусстве и в графическом
дизайне
3. Пятно как средство выразительности в искусстве и в графическом
дизайне
4. Линия как средство выразительности в искусстве и в графическом
дизайне
5. Симметрия и асимметрия в графическом дизайне
6. Цветовые ассоциации и их использование в графическом дизайне
7. Орнамент в композиции как приём в графическом дизайне
8. Формальная композиция в графическом дизайне
9. Статика и динамика как противоположные средства выразительности в
графическом дизайне
10. Золотое сечение и его использование в искусстве и в дизайне
11. Стилизация как прием художественной выразительности
12. Цитаты как композиционное средство
13. Метафора как прием художественной выразительности в
изобразительном искусстве и в дизайне
14. Метонимия как прием художественной выразительности
изобразительном искусстве и в дизайне
15. Цветовая доминанта и особенности ее использования в искусстве и в
дизайне
16. Ритм как средство художественной выразительности
17. Использование знаков-индексов в графическом дизайне
18. Использование иконических знаков в дизайне
19. Знаки-символы в графическом дизайне
20. Симметрия как понятие
21. Техника и лирика как основные образы в дизайне
22. Виды композиций
23. Формат и его влияние на композицию произведения
24. Композиционный центр
25. Формальная композиция и ее использование в дизайне
26. Орнамент в композиции
27. Шрифт в композиции
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышов О.Ф. Формальная композиция: Минск, 2004
Л2.2 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Логвиненко Г. Декоративная композиция: Учебное пособие М.: Владос. , 2005 г
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://diss.rsl.ru - Электронная библиотека диссертаций (РГБ)
Э2 http://www.Ibooks.ru - Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э3 http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э4 http://www.biblioclub.ru - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.