Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусстоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-34 | готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие | ||||||
1.1. | Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Живописные ассоциации | Лекции | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации | ||||||
2.1. | Графический дизайн и композиция | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) | Лекции | 1 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Закон целостности | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Выполнить композицию на целостность композиционной структуры | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.7. | Закон равновесия | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.8. | Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.9. | Закон типизации | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.10. | Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.11. | Закон контрастов | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.12. | Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.13. | Виды пространственных форм | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.14. | Выполнение моно- и полицентрические композиции | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании | ||||||
3.1. | Понятие знака и виды знаков | Лекции | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Выполнение композиции на разработку различных видов знака | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Стилизованный объект как иконический знак | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Выполнение композиции на создание знака-символа | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак | ||||||
4.1. | Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Изучение манеры стилизации известных художников | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Виды стилизации | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Составление таблицы по видам стилизации | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Передача эмоционального состояния через растительные формы. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.6. | Стилизация растений и животных. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
4.7. | Стилизация животных | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции | ||||||
5.1. | Понятие образной выразительности. Средства выразительности | Лекции | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Визуализация вербальной информации | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.4. | Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.5. | Вариативность и дублирование образа как средство выразительности | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.6. | Создание композиции с использованием пиктограммы | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства | ||||||
6.1. | Композиционная разработка растительного орнамента | Лекции | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Композиционная разработка зооморфного орнамента | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Композиционная разработка комбинированного орнамента | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству | ||||||
7.1. | Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Изучение аналогов | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Композиционные принципы создания буклета. | Практические | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
7.5. | Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-34 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Нюанс как средство выразительности в искусстве и в графическом дизайне 2. Контраст как средство выразительности в искусстве и в графическом дизайне 3. Пятно как средство выразительности в искусстве и в графическом дизайне 4. Линия как средство выразительности в искусстве и в графическом дизайне 5. Симметрия и асимметрия в графическом дизайне 6. Цветовые ассоциации и их использование в графическом дизайне 7. Орнамент в композиции как приём в графическом дизайне 8. Формальная композиция в графическом дизайне 9. Статика и динамика как противоположные средства выразительности в графическом дизайне 10. Золотое сечение и его использование в искусстве и в дизайне 11. Стилизация как прием художественной выразительности 12. Цитаты как композиционное средство 13. Метафора как прием художественной выразительности в изобразительном искусстве и в дизайне 14. Метонимия как прием художественной выразительности изобразительном искусстве и в дизайне 15. Цветовая доминанта и особенности ее использования в искусстве и в дизайне 16. Ритм как средство художественной выразительности 17. Использование знаков-индексов в графическом дизайне 18. Использование иконических знаков в дизайне 19. Знаки-символы в графическом дизайне 20. Симметрия как понятие 21. Техника и лирика как основные образы в дизайне 22. Виды композиций 23. Формат и его влияние на композицию произведения 24. Композиционный центр 25. Формальная композиция и ее использование в дизайне 26. Орнамент в композиции 27. Шрифт в композиции |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме. «2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чернышов О.Ф. | Формальная композиция: | Минск, 2004 | |
Л2.2 | Усанова, Алла Леонидовна | Основы композиции в дизайне: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Логвиненко Г. | Декоративная композиция: Учебное пособие | М.: Владос. , 2005 г | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://diss.rsl.ru - Электронная библиотека диссертаций (РГБ) | |||
Э2 | http://www.Ibooks.ru - Электронная библиотечная система учебной и научной литературы | |||
Э3 | http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система издательства «Лань» | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия. |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |