МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., старший преподаватель, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
к.псих.н., доцент Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2016г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.псих.н.,Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.псих.н.,Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности
ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.психологические особенности личности и малых групп;
действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации собственной деятельности в соответствие с индивидуально-психологическими особенностями личности, требованиями коллектива;
использования приемов саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности;
межличностного и межгруппового взаимодействия;
организации педагогического процесс с учетом закономерностей протекания процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и возраста учащихся, а также эмоциональных и функциональных состояний педагога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.1
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-9 Л1.3, Л1.1
1.3. История и методы психологии Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Сам. работа 2 1 ПК-2 Л1.2, Л2.2
2.2. Мозг и психика Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 2 2 ПК-9 Л1.3, Л2.6
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Психологическая теория деятельности Сам. работа 2 1 ПК-9 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия Лекции 2 1 ПК-2 Л1.3, Л1.1
3.2. Память как процесс отражения прошлого опыта Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
3.3. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.10
3.4. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Сам. работа 2 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1
3.5. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л2.8, Л1.1
3.6. Психология мышления и воображения Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.8, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Сам. работа 2 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Сам. работа 2 2 ПК-9 Л1.3, Л2.5, Л2.11
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 2 1 ПК-9 Л1.1, Л2.5
4.4. Внимание как состояние Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.5
4.5. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции Сам. работа 2 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1
4.6. Приемы тренировки внимания Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.12
4.7. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 2 2 ПК-9 Л2.4, Л2.5
4.8. Эмоции и чувства Сам. работа 2 1 ПК-2 Л2.4, Л1.3
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 2 1 ПК-9 Л2.13, Л1.1
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности Лекции 2 1 ПК-2 Л1.2, Л2.7
5.3. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.3, Л2.7
5.4. Теории темперамента Сам. работа 2 6 ПК-9 Л1.2, Л2.7
5.5. Характер: общее представление Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.7
5.6. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.7
5.7. Способности Сам. работа 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.7
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.3, Л2.1
6.2. Общение и речь Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.3, Л2.1
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 2 6 ПК-9 Л1.3, Л2.9, Л2.1
6.4. Проблема группы в социальной психологии Сам. работа 2 6 ПК-9 Л1.3, Л2.9
6.5. Психология малых групп Практические 2 1 ПК-2 Л1.3, Л2.9
6.6. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.9, Л2.1
6.7. Экзамен 2 9 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные этапы становления психологии.
2. Выдающиеся психологи, на примере 5 ученых.
3. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория.
4. Психофизические эксперименты исследования ощущений.
5. Поведение человека в условиях сенсорной изоляции.
6. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение.
7. Приемы развития памяти человека.
8. Развитие памяти в фило- и онтогенезе.
9. Мнемические приемы тренировки памяти человека.
10. Способы исследования мышления человека.
11. Защитные механизмы личности.
12. Природа индивидуальных различий в творческих способностях и креативности.
13. Медитация и транс как измененные состояния сознания.
14. Проблема и способы тренировки внимания человека.
15. Психодиагностика эмоциональных состояний: сложности и особенности осуществления.
16. Черты характера и особенности темперамента
17. Конституциональные типологии темперамента.
18. Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга (экстраверсия и интроверсия).
19. Понятие « психопатия», «акцентуация характера». Классификация акцентуаций (скрытые и явные).
20. Сравнительная характеристика акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
21. Психология саморазвития личности.
22. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
23. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
24. Функциональная асимметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей.
25. Гениальные и одаренные люди: развитие способностей или природные задатки?
26. Психология способностей к художественному творчеству.
27. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.
28. Позитивные и негативные аспекты невербальной коммуникации.
29. Установки в восприятии партнера по общению.
30. Развитие навыков конструктивного общения.
31. Язык жестов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Г. Маклаков Общая психология: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л1.2 Немов Р.С. Психология: учебник М.: Высшее образование, 2008
Л1.3 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Психология: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Андриенко Социальная психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.2 Данилова, Нина Николаевна Психофизиология: учебник М. : Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л2.4 авт. -сост. Витис Вилюнас Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 В. Б. Хозиев Практикум по общей психологии: Учебное пособие М. : Академия, 2009
Л2.6 под ред. Хомской Е. Д. Хрестоматия по нейропсихологии: хрестоматия: учебное пособие М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2004
Л2.7 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: М. : Флинта, 2006
Л2.8 Н. В. Жбанкова Познавательные процессы: учеб. пособие Красноярск: [СибГТУ], 2009
Л2.9 Я. Л. Коломинский Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов М.: АСТ, [2010]
Л2.10 под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской Хрестоматия по ощущению и восприятию: Учебное пособие М. : Изд-во МГУ, 1975
Л2.11 Гордеева О. В. Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики.: Хрестоматия М.: Когнито-Центр, 2012
Л2.12 Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания: Учебно-практическое пособие М.: РИПОЛ классик, 2009
Л2.13 Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины