МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право и правовые основы охраны природы и природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент К.Е. Коваленко

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент Н.И.Калашник

Рабочая программа дисциплины
Право и правовые основы охраны природы и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 16.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. Е.С. Аничкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 16.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. Е.С. Аничкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-13 готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения права
основные приемы профессиональной деятельности на основе правового мышления и правовой культуры
особенности профессиональной деятельности в различных сферах правовой деятельности
содержание основных понятий, институтов отраслей материального и процессуального права
содержание понятий, институтов отраслей материального и процессуального права
содержание правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
3.2.Уметь:
3.2.1.определить проблему, требующую применения профессиональных знаний и умений
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения
принимать решения и совершать юридические действия в отдельных сферах правовой деятельности
толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом
осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принятия правоприменительных решений
анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений
выбора эффективных приемов профессиональной деятельности
юридической терминологией,работы с нормативно-правовыми актами
принятия отдельных правоприменительных решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть общая
1.1. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Лекции 7 4
1.2. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Сам. работа 7 6
1.3. Источники экологического права Становление и развитие экологического законодательства России Понятие, особенности и система источников экологического права на современном эта-пе. Конституционные основы экологического права. Закон как источник экологического права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники экологического права. Региональные нормативные правовые акты как источники экологического права. Соот-ношение экологического законодательства Российской Федерации и экологического за-конодательства субъектов Российской Федерации. Роль судебной и арбитражной прак-тики в регулировании экологических отношений Сам. работа 7 2
1.4. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Лекции 7 4 ОК-4, ОПК-13
1.5. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Сам. работа 7 2
1.6. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Лекции 7 4
1.7. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Практические 7 8 ОК-4, ОПК-13
1.8. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Сам. работа 7 12
1.9. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Лекции 7 4
1.10. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Сам. работа 7 2
1.11. Экологический контроль Понятие, стадии, формы, виды и принципы экологического контроля Государственный экологический надзор Производственный и общественный экологический контроль Сам. работа 7 4 ОК-4, ОПК-13
1.12. Правовые формы использования природных ресурсов. Правовая охрана природных объектов Понятие, виды и основные принципы права природопользования Субъекты и объекты права природопользования Основания возникновения и прекращения права природопользования Содержание права природопользования Осуществление, ограничение и защита права природопользования Требования по правовой охране отдельных природных объектов Сам. работа 7 2 ОК-4, ОПК-13
1.13. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Лекции 7 4 ОК-4, ОПК-13
1.14. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Практические 7 16
1.15. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Сам. работа 7 10 ОК-4, ОПК-13
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях хозяйства и сферах дея-тельности Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в экс-плуатацию объектов Экологические требования при эксплуатации объектов Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве Правовая охрана окружающей среды в энергетике Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности Правовая охрана здоровья человека и окружающей среды от радиационной опасности Правовая охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов Правовая охрана окружающей среды от вредного биологического воздействия (биологиче-ского загрязнения) Правовая охрана озонового слоя Земли. Охрана климата Сам. работа 7 8 ОК-4, ОПК-13
2.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (правовой ре-жим природно-заповедного фонда) Понятие, виды, общая характеристика и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов Правовой режим государственных природных заповедников Правовой режим государственных природных заказников Правовой режим национальных парков и природных парков Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов Правовой режим памятников природы Организация охраны особо охраняемых природных территорий и объектов Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочислен-ных народов Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия Сам. работа 7 8 ОК-4, ОПК-13
Раздел 3. Специальная часть
3.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Понятие, значение, объекты и принципы международно-правовой охраны окружающей среды Международные конференции по охране окружающей природной среды Международные экологические организации Источники международно-правовой охраны окружающей среды Сам. работа 7 4 ОК-4, ОПК-13
3.2. Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах Правовая охрана окружающей природной среды в Соединенных Штатах Америки Правовая охрана окружающей природной среды в странах Европы Сам. работа 7 4 ОК-4, ОПК-13

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для проведения текущего контроля
1.Природа как объект экологического права
2. Взаимодействие общества и природы и его формы
2.1. Сущность взаимодействия общества и природы
2.2. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие
3. Понятие экологического права как отрасли права
3.1. Этапы становления и развития экологического права
3.2. Предмет и метод экологического права
4. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, как учебной дисциплины и науки
5. Экологические функции государства, экологические функции права.
6. Основные принципы экологического права
7. Источники экологического права
7.1. Понятие источников экологического права, их особенности и система
7.2. Конституция и иные законы как источники экологического права
7.3. Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права
7.4. Региональное экологическое законодательство и его соотношение с федеральным законодательством. Меры по обеспечению единого правового пространства в России
7.5. Процессуальные нормы в экологическом праве
8. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы
9. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
10. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
11. Содержание права собственности на природные ресурсы
12. Защита права собственности на природные ресурсы

Вопросы для промежуточной аттестации
1. Экологическое право как отрасль права (понятие, становление и развитие, предмет и метод)
2. Система экологического права как отрасли права, как область законодательства, науки и учебной дисциплины
3. Экологические функции государства, экологические функции права
4.Основные принципы экологического права
5. Конституции РФ, природоресурсовые и другие законы как источники экологического права
6.Подзаконные нормативно-правовые акты св системе источников экологического права
7. Понятие, формы и виды и содержание права собственности а природные ресурсы
8. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления
9. Экологическое нормирование
10.Технические регламенты в области экологии


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Конституционные основы охраны окружающей среды в Российской Федерации.
2. Правовое обеспечение экологической безопасности человека.
3. Принципы экологического права.
4. Экономический механизм охраны окружающей среды.
5. Экологическое законодательство: современное состояние и тенденции развития.
6. Соотношение экологического, природноресурсового, гражданского и других отраслей законодательства.
7. Развитие природоохранительного, природноресурсового и экологического законодательства России (историко-правовой аспект).
8. Природа как объект экологических правоотношений.
9. Право собственности на природные ресурсы.
10. Государственное экологическое управление.
11. Система и функции специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды.
12. Государственный экологический мониторинг.
13. Государственные кадастры природных ресурсов.
14. Экологическое нормирование.
15. Экологический контроль в РФ.
16. Государственный экологический надзор.
17. Экологическая экспертиза.
18. Оценка воздействия на окружающую среду.
19. Экологические права и обязанности граждан и их объединений.
20. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для проведения текущего контроля
1.Природа как объект экологического права
2. Взаимодействие общества и природы и его формы
2.1. Сущность взаимодействия общества и природы
2.2. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие
3. Понятие экологического права как отрасли права
3.1. Этапы становления и развития экологического права
3.2. Предмет и метод экологического права
4. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, как учебной дисциплины и науки
5. Экологические функции государства, экологические функции права.
Задачи
Задача 1
Окружающие курорт Белокуриха горы (Алтайский край) в большей части покрыты деревьями, посаженными руками человека, что явно просматривается в виде стройных рядов деревьев.
Является ли такая совокупность деревьев лесом и объектом экологи-ческого права?
Назовите критерии, по которым объекты природы отличаются от неприродных объектов, и покажите это на примерах.
Задача 2
Сельскохозяйственное предприятие в близлежащем в озере разводило рыбу, которую частично использовало для общественного питания в столовой предприятия, а частично продавало через торговую сеть. Группа горожан-рыболовов организовала лов рыбы в этом озере. Директор предприятия запретил им это, пояснив, что рыба в озере является собственностью предприятия. Рыболовы, считая, что они вправе ловить рыбу разрешенными орудиями в любом водоеме, продолжали лов рыбы.
Относится ли разводимая предприятием в озере рыба к объектам природы?
Законодательство какой отрасли права регулирует отношения, воз-никшие в связи с ловом рыбы в указанном озере?
Вопросы для проведения промежуточной аттестации
Экологическое право как отрасль права (понятие, становление и развитие, предмет и метод)
2. Система экологического права как отрасли права, как область законодательства, науки и учебной дисциплины
3. Экологические функции государства, экологические функции права
4.Основные принципы экологического права
5. Конституции РФ, природоресурсовые и другие законы как источники экологического права

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ttp://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Сервер органов государственной власти Российской Федерации - http://www.gov.ru
Э5 Министерство юстиции Российской Федерации - http://www.minjust.ru
Э6 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - http://www.mnr.gov.ru
Э7 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - http://www.meteorf.ru
Э8 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - http://rpn.gov.ru
Э9 Федеральное агентство водных ресурсов - http://voda.mnr.gov.ru
Э10 Федеральное агентство по недропользованию - http://www.rosnedra.com
Э11 Федеральное агентство лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru
Э12 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
Э13 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - http://www.fsvps.ru
Э14 Федеральное агентство по рыболовству - http://www.fish.gov.ru
Э15 Министерство экономического развития Российской Федерации - http://www.economy.gov.ru
Э16 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - http://www.rosreestr.ru
Э17 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - http://www.rosim.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
Справочно-правовая система «Гарант»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории с мультимедийными системами

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам арбитражного процессуального права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
6. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.