МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент Андрухова Татьяна Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2016г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 01.07.2017 г. № 20
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Плотников Владимир Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 01.07.2017 г. № 20
Заведующий кафедрой Плотников Владимир Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Информатика» должна способствовать активизации самостоятельной деятельности студентов, развитию их творческого потенциала, способности ставить перед собой задачу и решать ее, сформировать у них умения и навыки самостоятельного анализа процесса поставки и решения проблемы, заложить основы для самостоятельной разработки программных продуктов учебного назначения.
Результатом освоения содержания дисциплины «Информатика» являются: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером;
способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные; готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью самостоятельно работать на компьютере
ОПК-9 готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы использования цифровых технологий в дизайне и прикладном искусстве;
основные понятия теории информации и алгоритмы работы с программным обеспечением;
историю и главные направления развития электронно-вычислительной техники;
основные технологии информационных сетей и сети Интернет и понятие операционной системы и назначение операционных оболочек;
назначение и принципы основных программных комплексов: текстовых и графических редакторов, операционных оболочек, электронных таблиц, баз данных, специализированных пакетов по конкретным предметным областям;
основные направления использования компьютеров в современном обществе, а также понятия: мультимедиа, виртуальная реальность, компьютерные сети, искусственный интеллект;
базовые технологии создания, хранения и переработки различных видов информации: текстовой, графической, числовой.
3.2.Уметь:
3.2.1.читать литературу по информатике, рассчитанную на конечного пользователя (документацию к программным средствам, книги с описанием возможностей и технологиями использования ПО);
использовать операционную систему Windows;
работать с компьютером и периферийными устройствами;
вводить текстовую и визуальную информацию для создания файла в графическом формате;
обрабатывать текстовую и визуальную информацию в графических редакторах;
моделировать формы в графических редакторах;
пользоваться инструментальными возможностями графических программ;
создавать виртуальную пространственную среду в графических редакторах
работать с наиболее распространенными видами интерфейсов «Человек – компьютер»;
осваивать самостоятельно технологии использования незнакомых программных средств;
пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронной таблицей, базой данных, архиватором и антивирусными пакетами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами скоростной печати на клавиатуре;
рациональными приемами использования компьютерных программ в исследовательской и учебной работе;
в структурировании процесса работы с программным обеспечением;
создания виртуального изображения на основе исходных данных;
использования возможности различных графических пакетов для создания виртуального изображения;
использования возможности различных графических пакетов для представления проектных материалов в цифровой форме;
использования возможности различных графических пакетов для создания медиа-проектов и их презентаций;
создания иллюстраций в графических редакторах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Программное обеспечение персонального компьютера
1.1. Классификация программного обеспечения. Операционные системы. Пакеты прикладных программ Лекции 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
1.2. Программное обеспечение персонального компьютера. Знакомство с операционными системами. Программное обеспечение ПК. Сопоставление Linux и Windows. Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Текстовый процессор
2.1. Структура окна программы. Строка меню. Функции команд панелей инструментов. Режимы работы с текстом. Режим разметки: разметка страницы, действительное расположение объектов документа на странице. Режим предварительного просмотра. Набор и редактирование текста.Элементы формата шрифта. Создание колонтитулов. Встраивание в документ рисунков.Обтекание привязанного рисунка. Встраивание в документ автофигур. Вставка в документ гиперссылок на другие файлы-документы. Подготовка текста к печати. Работа с таблицами.Создание и форматирование таблиц. Мастер диаграмм Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
2.2. Работа с текстом. Набор и редактирование текста.Создание колонтитулов. Встраивание в документ рисунков.Обтекание привязанного рисунка. Встраивание в документ автофигур. Вставка в документ гиперссылок на другие файлы-документы. Подготовка текста к печати. Работа с таблицами.Создание и форматирование таблиц. Мастер диаграмм Практические 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
2.3. Текстовый процессор Сам. работа 1 40 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Электронные таблицы
3.1. Структура окна программы. Знакомство с набором функций электронных таблиц. Построениеграфиков по числовым данным. Пересчет графиков и формул при изменении исходных данных. Лекции 1 1 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
3.2. Набор электронных таблиц.Построение графиков по числовым данным. Пересчет графиков и формул при изменении исходных данных. Практические 1 1 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
3.3. Электронные таблицы Сам. работа 1 30 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Компьютерная графика
4.1. Растровая и векторная графика. Графические форматы. Графические форматы, используемые для веб. Преобразования форматов. Цветовые палитры. Подготовка изображения для веб. Сканирование изображений. Работа с цифровым фотоаппаратом. Масштабирование изображений. Получение качественного изображения. Свойства форматов bmp, jpg, gif, png, tiff. Обзор графических редакторов Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
4.2. Работа с графическими форматами. Преобразования форматов. Работа с цветовыми палитрами. Подготовка изображения для веб. Сканирование изображений. Работа с цифровым фотоаппаратом. Масштабирование изображений. Получение качественного изображения. Форматы bmp, jpg, gif, png, tiff. Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
4.3. Компьютерная графика Сам. работа 1 45 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Работа с диаграммами
5.1. Построение различных типов диаграмм доступными средствами Практические 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
5.2. Работа с диаграммами Сам. работа 1 25 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 6. Составные документы
6.1. Работа с большими документами. Организация совместной работы. Практические 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
6.2. Составные документы Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 7. Основы сайтостроения
7.1. Знакомство с HTML. Освоение WEB-редакторов, в том числе визуальных. Лекции 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
7.2. Визуальные WEB-редакторы и работа с ними Практические 1 0,5 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 8. Интернет, поисковые системы
8.1. Браузеры. Почта. Поиск информации в интернете. Браузеры Google Chrome, Firefox и др. Практические 1 1 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
8.2. Интернет, поисковые системы Сам. работа 1 35 ОПК-5, ОПК-9, ПК-35 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Быкова Искусство создания базы данных в Microsoft Office Access 2007 [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Т.П. Куль Операционные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие Минск : РИПО, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Г. Е. Кедрова [и др.] ; под ред. Г. Е. Кедровой Информатика для гуманитариев [Электронный ресурс]: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 В. П. Зимин Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Р.Ю. Царев, А.Н. Пупков, В.В. Самарин и др. Теоретические основы информатики [Электронный ресурс]: учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Гураков, А.А. Лазичев Информатика: Введение в Microsoft Office [Электронный ресурс]: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 А.О. Савельев, А.А. Алексеев. Основы клиентской разработки [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 А.О. Савельев. Введение в облачные решения Microsoft [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Р.С. Борисов, А.В. Лобан. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс]: учебное пособие М.: Российская академия правосудия, 2014 znanium.com
Л2.5 Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков и др. Информатика [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Флинта, 2011 biblioclub.ru
Л2.6 В.Д. Магазанник Человеко-компьютерное взаимодействие [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Логос, 2007 biblioclub.ru
Л2.7 В.П. Молочков Основы фотографии [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.8 А.Н. Прохоров Работа в современном офисе [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Д.Д. Рудер, Я.И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 А.И. Митин, Н.В. Свертилова. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: справочно-методическое пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Znanium.com znanium.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э5 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информатика и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru/;
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru;
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru;
Теоретический минимум по информатике http://teormin.ifmo.ru;
Коллекция обучающих видеоуроков по компьютерной графике и программированию. http://www.videoyroki.info/;
Тестирование http://i-exam.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплекс мультимедийного оборудования для поддрержки лекционных занятий: компьютер, проектор, интерактивная доска;
Компьютерный класс для проведения лабораторных занятий по дисциплине, оснащённый компьютерами с процессорами классов Pentium или Core Duo;
Интернет-доступ, позволяющий осуществлять подбор материалов для выполнения заданий, подготовки информационного проекта, научных сообщений, реферата

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к проведению занятий по дисциплине «Информатика» преподаватель исходит из того, что студенты владеют основами использования средств информационно-коммуникационных технологий, а также знакомы с основными понятиями школьного курса информатики.
Во время выполнения заданий в учебной аудитории студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время внеаудиторной самостоятельной работы.
В курсе дисциплины «Информатика» предусмотрен значительный объём самостоятельной работы студентов, которая включает изучение лекционного материала, учебной литературы, обучающих Интернет-ресурсов; подготовку к выполнению лабораторного практикума и контрольных работ, самоконтроль знаний в форме компьютерного тестирования.