Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа. выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая; Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм; Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-7 | способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественая культура Китая | ||||||
1.1. | История китайского искусство в эпоху древности | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Художественное наследие эпохи неолита | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Живопись эпохи Цин | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Развитие буддийского искусства в Китае | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Анализ неолитического искусства | Сам. работа | 8 | 20 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.9. | Древнекитайское искусство | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | Средневековое искусство | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Современное искусство Китая | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Литература Китая | ||||||
2.1. | История становления китайской письменности. Древнекитайская литература | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Китайская литература в средние века | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.12. | Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.13. | Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.14. | «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Постмодернизм в современной прозе Китая | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Китайская философия | ||||||
3.1. | Становление и развитие китайской религиозной философии | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие афористической прозы. 2. Риторическая проза. 3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры. 4. Китайская живописно-теоретическая мысль 5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи». 6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. | Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петракова А. Е. | Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «СПбКО», 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Толстикова Ирина Ивановна | Мировая культура и искусство: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. | www.ancient-east.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая | eastlib.narod.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э6 | Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, кабинет для самостоятельной работы студентов. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |