МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рабочая программа дисциплины
История культуры Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры,
освоение художественного опыта прошлого и настоящего,
изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.
выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая;
Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм;
Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественая культура Китая
1.1. История китайского искусство в эпоху древности Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Художественное наследие эпохи неолита Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Живопись эпохи Цин Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Развитие буддийского искусства в Китае Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Анализ неолитического искусства Сам. работа 8 20 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Древнекитайское искусство Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Средневековое искусство Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Современное искусство Китая Сам. работа 8 12 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Литература Китая
2.1. История становления китайской письменности. Древнекитайская литература Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Китайская литература в средние века Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.14. «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Постмодернизм в современной прозе Китая Сам. работа 8 6 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Китайская философия
3.1. Становление и развитие китайской религиозной философии Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения Сам. работа 8 8 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития Сам. работа 8 6 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Толстикова Ирина Ивановна Мировая культура и искусство: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, кабинет для самостоятельной работы студентов.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.