МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., стар. преп. С.А. Шерстюков

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент О.А. Аршинцева

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является систематическое изложение внешней политики Китая, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях междуна¬родной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение внешней политики Китая обеспечивается наличием в программе трех разделов, из которых первый посвящен внешнеполитическая деятельность КНР в первый новейший период (1018-1945 гг.). Во втором разделе отражены основные этапы внешней политики КНР в послевоенный период и до начала экономических реформ в Китае (1945-1980 гг.). Проблемный подход нашел свое концентрированное выражение в третьем разделе, где основное внимание уделено наиболее актуальным международным вопросам и тем сферам современной международной политики, в которых КНР может играть значительную или сколько-нибудь заметную роль.
Задачи дисциплины – рассмотреть внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской политики в различных направлениях; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-4 способность анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Китая; общественно-политические реалии Китая с учетом его лингвострановедческой специфики
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях; выделять тенденции социального, политического, экономического развития Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях внешней политики КНР, основных этапах развития внешнеполитической концепции КНР; навыками работы с историческими источниками и картами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в начале XX века
1.1. Работа с литературой по теме курса. Сам. работа 6 5 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Подготовка к терминологической работе. Сам. работа 6 5 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Процесс принятия внешнеполитических решений в Китае, характерные черты и этапы становления внешнеполитических доктрин.
2.1. Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Подготовка к докладу по теме лекции. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Работа над рефератом на заданную тему Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Подготовка сообщений Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Особенности национальной дипломатии и функционирования внешнеполитического механизма Китая, специфика связи внешней и внутренней политики.
3.1. Российско-китайские отношения на современном этапе Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Основные направления российско-китайского сотрудничества. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа над рефератом на заданную тему Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Движущие силы китайско-американских отношений Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Политика КНР в ЮВА. Пекин и АСЕАН Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Индо-пакистанское направление во внешней политике КНР Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. КНР и проблемы Корейского полуострова Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Движущие силы китайско-американских отношений Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Китай и Япония в начале XXI века: партнеры или соперники? Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Подготовка к семинару Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Политика КНР в Центральной Азии Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Подготовка к экзамену Сам. работа 6 15 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Китаецентризм и его влияние на внешнюю политику Китая
2. Структура дипломатических ведомств и дипломатический церемониал традиционного Китая.
3. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты.
4. Стратагемная дипломатия императорского Китая
5. Международное положение Китая в конце XIX – начале XX вв.
6. Китай и Первая мировая война. Место Китая в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений.
7. Октябрьская революция в России и установление советско-китайских отношений. Гоминьдан в поиске внешнеполитической стратегии.
8. Внешнеполитическая практика Гоминьдана.
9. Отношения Китая с СССР и Германией в 1920-1930- е гг.
10. Советско-китайский конфликт на КВЖД.
11. Агрессия Японии в Маньчжурии.
12. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США.
13. Посреднические миссии Хэрли и Дж. Маршала и их результаты. Миссия А.И. Микояна в Китай
14. Становление внешнеполитической практики КПК в ходе гражданской войны.
15. Роль СССР в победе КПК в гражданской войне
16. Новые тенденции во внешней политике КНР после смерти Мао Цзэдуна
17. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции.
18. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.bibliotekar.ru
Э2 http://www.isras.ru/
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э5 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, кабинет для самостоятельной работы студентов.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.