МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русско-китайских отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 138 138 138 138
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преп. С.А. Шерстюков

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История русско-китайских отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История русско-китайских отношений» является формирование у студентов комплексного представления о истории взаимоотношений России и Китая с XVII до начала XX вв., способности анализировать меняющийся контекст этих отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события в становлении и развитии российско-китайских отношений в XVII – нач. XX вв., причины и факторы развития двусторонних отношений, основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории русско-китайских отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая
1.1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Стратегемная дипломатия императорского Китая Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Традиционная дипломатия Китая (ритуалы, традиции, практики) Сам. работа 6 6 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Установление первых контактов русского государства с Китаем (первая половина XVII века)
2.1. Установление первых контактов русского государства с Китаем(первая половина XVII века) Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Российско-китайские отношения в XVII в Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Посольство И. Петлина в Минский Китай Сам. работа 6 6 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в.
3.1. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Становление русско-китайской торговли Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII
4.1. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Джунгаро-цинские отношения и политика России (конец XVII – начало XVIII вв.) Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Джунгаро-цинские войны и позиция России Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Русская духовная миссия в Пекине Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии
5.1. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и сближение владений России и Китая в Центральной Азии Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России Практические 6 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв.
6.1. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Взаимоотношения Россия и Китая во второй половине XVIII – начале XIX вв. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.4. Российско-китайские отношения с точки зрения теории многофакторного равновесия Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке
7.1. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Опиумные войны» против Китая и позиция России Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века)
8.1. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века) Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.)
9.1. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Илийский кризис». Ливадийский и Петербургский договоры Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.3. Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.4. Русско-китайский договор 1896 года. Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции
10.1. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
10.2. Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне. Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
10.3. Подготовка к зачету Сам. работа 6 14 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. 1. Установление русско-китайских отношений в Центральной Азии.
2. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии.
3. Начало русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Чугучакский протокол 1864 г.
4. Мусульманские восстания в Синьцзяне и политика России.
5. Войны Англии и Франции против Китая и позиция Россия (40-50-е гг. 19 в.).
6. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. Пекинский дополнительный договор (1860). Санкт-Петербургский договор (1881 ).
7. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец 19 – начало 20 вв.)
8. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции
9. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты.
10. Русско-китайские отношения во второй половине 17 века
11. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор.
12. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию.
13. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России.
14. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи.
15. Деятельность русской духовной миссии в Китае.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук [ http://www.ifes-ras.ru/]
Э2 Научная электронная библиотека [ http://elibrary.ru/defaultx.asp]
Э3 "Восточная литература". Документы. Китай // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М).
мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.