Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 138 | 138 | 138 | 138 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «История русско-китайских отношений» является формирование у студентов комплексного представления о истории взаимоотношений России и Китая с XVII до начала XX вв., способности анализировать меняющийся контекст этих отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-3 | способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса |
ОПК-7 | способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
ПСК-1 | способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные события в становлении и развитии российско-китайских отношений в XVII – нач. XX вв., причины и факторы развития двусторонних отношений, основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории русско-китайских отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | ||||||
1.1. | Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Стратегемная дипломатия императорского Китая | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Традиционная дипломатия Китая (ритуалы, традиции, практики) | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Установление первых контактов русского государства с Китаем (первая половина XVII века) | ||||||
2.1. | Установление первых контактов русского государства с Китаем(первая половина XVII века) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Российско-китайские отношения в XVII в | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Посольство И. Петлина в Минский Китай | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. | ||||||
3.1. | Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Становление русско-китайской торговли | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII | ||||||
4.1. | Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Джунгаро-цинские отношения и политика России (конец XVII – начало XVIII вв.) | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Джунгаро-цинские войны и позиция России | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Русская духовная миссия в Пекине | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии | ||||||
5.1. | Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и сближение владений России и Китая в Центральной Азии | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 | |
5.3. | Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. | ||||||
6.1. | Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Взаимоотношения Россия и Китая во второй половине XVIII – начале XIX вв. | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.4. | Российско-китайские отношения с точки зрения теории многофакторного равновесия | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке | ||||||
7.1. | Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Опиумные войны» против Китая и позиция России | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века) | ||||||
8.1. | Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) | ||||||
9.1. | Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.2. | Илийский кризис». Ливадийский и Петербургский договоры | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.3. | Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.4. | Русско-китайский договор 1896 года. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции | ||||||
10.1. | Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
10.2. | Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
10.3. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 6 | 14 | ОПК-3, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. 1. Установление русско-китайских отношений в Центральной Азии. 2. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии. 3. Начало русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Чугучакский протокол 1864 г. 4. Мусульманские восстания в Синьцзяне и политика России. 5. Войны Англии и Франции против Китая и позиция Россия (40-50-е гг. 19 в.). 6. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. Пекинский дополнительный договор (1860). Санкт-Петербургский договор (1881 ). 7. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец 19 – начало 20 вв.) 8. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции 9. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты. 10. Русско-китайские отношения во второй половине 17 века 11. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор. 12. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию. 13. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России. 14. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи. 15. Деятельность русской духовной миссии в Китае. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Батюк В.И. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Власов Н.А. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук [ http://www.ifes-ras.ru/] | |||
Э2 | Научная электронная библиотека [ http://elibrary.ru/defaultx.asp] | |||
Э3 | "Восточная литература". Документы. Китай // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М). мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |