МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Гидрология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РИПК_1_2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 120
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель высшей категории, Неприятель Р.С.

Рецензент(ы):
доцент кафедры ФГиГИС, Галахов В.П.

Рабочая программа дисциплины
Гидрология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС СПО по специальности 20.02.01 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов", утвержденный Министерством образования и науки РФ от 18 апреля 2014г. №351з Минобрнауки России от 18.04.2014г. №)

составлена на основании учебного плана:
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 07.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 29.06.2017 г. № 05
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий отделением
Лут Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.«Гидрология» – один из важнейших разделов физической географии. Дисциплина относится к числу фундаментальных при подготовке специалистов экологов. Программа предназначена для подготовки студентов I курса.
Целью курса является ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования в области гидрологии: предмете, свойствах природных вод и водных ресурсах, особенностях гидрологического режима различных водных объектов.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности явлений и процессов, протекающих в атмосфере, речных системах и океане;

- методы подготовки и обобщения режимной информации, создания специализированных баз данных и использовать существующие стандартные базы данных;

- методы оценки водных ресурсов отдельных водных объектов;

- методы обеспечения гидрометеорологической информацией государственных учреждений и коммерческих структур, связанных с использованием водных ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные методы статистического анализа рядов метеорологических, гидрологических и океанологических данных;

- оценить влияние антропогенных воздействий на состояние атмосферы, вод суши и мирового океана;

- оценить основное влияние метеорологических факторов, гидрологических процессов на состояние окружающей среды и дать рекомендации в целях охраны природы, рационального использования и воспроизводства ресурсов;
- объяснить основные закономерности пространственно-временной изменчивости гидрологических характеристик, уметь иллюстрировать изложение этих закономерностей графиками и схемами; уметь показать на карте основные черты географического распределения неко¬торых гидрологических характеристик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в производстве измерений, вычислений и поиска необходимых характеристик водных объектов; в производстве измерений водного объекта по топографической карте или космическому снимку.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гидрология, круговорот воды
1.1. Вода в природе и жизни человека. Понятие о гидросфере. Гидрологические характеристики водотоков и водоёмов. Гидрологические процессы. Гидрология как наука о водных объектах (гидросфере). Методы гидрологических исследований. Краткие сведения из истории гидрологии Лекции 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Вода в природе и жизни человека. Понятие о гидросфере. Гидрологические характеристики водотоков и водоёмов. Гидрологические процессы. Гидрология как наука о водных объектах (гидросфере). Методы гидрологических исследований. Краткие сведения из истории гидрологии Практические 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Гидрология, круговорот воды Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.4. Химические и физические свойства вод Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.5. Химические и физические свойства вод Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.6. Химические и физические свойства вод Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.7. Физические основы гидрологических процессов Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.8. Физические основы гидрологических процессов Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.9. Физические основы гидрологических процессов Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Круговорот воды и ресурсы Земли Лекции 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.11. Круговорот воды и ресурсы Земли Практические 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
1.12. Круговорот воды и ресурсы Земли Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Гидрология рек
2.1. Реки, их распространение и характеристики Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Реки, их распространение и характеристики Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Реки, их распространение и характеристики Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Практические работы Консультации 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.5. Виды питания, водный баланс Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.6. Виды питания, водный баланс Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.7. Виды питания, водный баланс Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.8. Скоростной, термический, ледовый режимы. Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.9. Скоростной, термический, ледовый режимы. Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.10. Скоростной, термический, ледовый режимы. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.11. Наносы, формирование речного русла, устья рек. Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.12. Наносы, формирование речного русла, устья рек. Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
2.13. Наносы, формирование речного русла, устья рек. Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Гидрология озёр и водохранилищ
3.1. Озера и водохранилища, их распространение, водный баланс. Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Озера и водохранилища, их распространение, водный баланс. Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Озера и водохранилища. Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
3.4. Режим уровней, течения в озерах и водохранилищах. Волнение, термика и лёд. Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
3.5. Режим уровней, течения в озерах и водохранилищах. Волнение, термика и лёд. Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Болота, ледники, подземные воды
4.1. Гидрология болот Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Гидрология болот Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Болота мира Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Гидрология ледников Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.5. Гидрология ледников Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.6. Ледники России и мира Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.7. Гидрология подземных вод Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.8. Гидрология подземных вод Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
4.9. Подземные воды России Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Океаны и моря
5.1. Океаны и моря, их распространение и границы Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.2. Океаны и моря, их распространение и границы Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.3. География Мирового океана Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.4. Режим уровней, течения Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.5. Режим уровней, течения Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.6. География морей России Сам. работа 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.7. Термика, ледовый режим Лекции 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1
5.8. Термика, ледовый режим Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Гидросфера и её элементы. Распределение суши и воды на Земном шаре.
2. Общая гидрология как наука. Её предмет и задачи. Составные части общей гидрологии.
3. Краткий исторический очерк развития гидрологии суши и моря. Гидрология в СССР. Основные учреждения в России, ведущие гидрологические исследования.
4. Физические свойства природных вод. Три агрегатных состояния воды. Диаграмма состояния и фазовые переходы.
5. Плотность воды и её зависимость от температуры и солености.
6. Теплоемкость и теплопроводность воды. Вязкость воды. Поверхностное натяжение.
7. Понятие о водном балансе водного объекта.
8. Круговорот воды в природе. Малый и большой круговороты, внутриматериковый влагооборот.
9. Единство гидросферы, взаимосвязь водных объектов.
10. Влияние человеческой деятельности на качество природных вод.
11. Снеговой баланс и снеговая линия. Образование ледников. Типы ледников. Строение ледников.
12. Ледники как источники питания рек. Влияние ледников на климат Земли.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эдельштейн К. К. ГИДРОЛОГИЯ МАТЕРИКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет ГИС ArcGIS
6.4. Перечень информационных справочных систем
Поисковые системы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все лекционные и практические занятия
• все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует:
• внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
• определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
• изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

Работа с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно (если требуется);
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
• введение – значение проблемы, ее актуальность;
• текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
• заключение
• список использованной литературы

Методические рекомендации по созданию презентаций
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность и соответствие требованиям оформления;
• работа представлена в срок

Подготовка к контрольным работам
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, овладение студентами методикой решения задач, составляющих содержание практического менеджмента в организации.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
• правильность ответов на вопросы;
• полнота и лаконичность ответа;
• способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
• логика и аргументированность изложения.

Порядок организации самостоятельной работы студентов
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий;
4. составление плана ответа на каждый вопрос.