МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РИПК_1_2017
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 120
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 4 4 4 4
Итого 90 90 90 90

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Зиновьева Алина Евгеньевна

Рецензент(ы):
преподаватель, первая категория, Неприятель Роман Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС СПО по специальности 20.02.01 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов", утвержденный Министерством образования и науки РФ от 18.04.2014 г. №351

составлена на основании учебного плана:
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 07.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 29.06.2017 г. № 05
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий отделением
Лут Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов общих представлений об основных принципах информатики, сферах ее применения, перспективах развития, способах функционирования и использования информационных технологий, информатизации современного общества

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
ПК 3.3 Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
ПК 4.3 Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий;
Состав, функции и возможности использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные понятия и методы автоматизированной обработки информации;
Виды и возможности специализированных прикладных программ, используемых в профессиональной деятельности;
Состав, особенности и возможности использования глобальных, локальных и отраслевых сетей;
Информационно-поисковые системы экологической информации;
Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного Обеспечения, в том числе специального;
Использовать сервисы и информационные ресурсы глобальных и локальных сетей для поиска и обработки информации, необходимой при решении профессиональных задач;
Защищать информацию от несанкционированного доступа, применять антивирусные средства защиты информации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе Лекции 2 6 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. подготовка материала к практическому занятию Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 3.3, ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Понятие «информация». Информационные технологии обработки информации в области рационального природопользования Практические 2 4 ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.4, ПК 4.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Принципы организации ЭВМ, назначение и взаимодействие основных элементов Лекции 2 8 ОК 1, ОК 5, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. проработка практических работ дома, написание реферата Сам. работа 2 8 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.4, ПК 4.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Текстовые процессоры. Электронные таблицы. Выполнение заданий в Word, Excel, PowerPoint Практические 2 10 ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Модели и решения функциональных и вычислительных задач. Интеллектуализация средств информатики Лекции 2 6 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. доклады «Виды программного обеспечения ПК по профилю специальности», «Оргтехника и профессия-эколог», «Объединение компьютеров в локальную сеть», «Формирование запросов для работы в сети Интернет» Сам. работа 2 8 ОК 1, ОК 2, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 2.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Система управления базами данных Практические 2 6 ОК 5, ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 2.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.10. Основы теории алгоритмов и ИТ в экологии Лекции 2 10 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 3.4 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. подготовка проекта в ТР; создание презентаций в формате Prezi Сам. работа 2 6 ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.12. Работа в ArcMap 10.2 (создание и редактирование карт) Практические 2 10 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.13. подготовка к зачету Консультации 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Я. Советов Информационные технологии : учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2024 https://urait.ru/bcode/469424
Л1.3 Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Ю. Нетёсова Информационные технологии в экономике: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
операционная система Windows;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
антивирусная программа;
программа-архиватор;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
звуковой редактор;
простая система управления базами данных;
мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
браузер (входит в состав операционных систем или др.);
электронные средства образовательного назначения;
программное обеспечение MS Office, ArcMap.
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрен

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в электронном конспекте по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой – в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
2. Лабораторные занятия, на которых проводится выполнение практических работ за компьютером, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и просматриваются презентации. Посещаемость лабораторных занятий входит в балльную оценку по дисциплине. Задания к лабораторным занятиям содержатся в плане лабораторных занятий. При подготовке к практической работе следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия для закрепления теоретического материала;
 подготовить доклады, разобрать проблемные ситуации;
 разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме лабораторного занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельным работам содержатся в разделе 2.2 настоящей рабочей программы. В самостоятельную работу студентов входит:
 подготовка к лекционному занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
 выполнение и доработка практической работы;
 анализ первоисточников;
 знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. В КОС по каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Приведены критерии оценки и требования к написанию того или иного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Дифференцированный зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 30 вопросов (в билете 2 вопроса и одно практическое задание).
Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций, решениями с лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения дифференцированного зачета содержатся в технологической карте и подробно расписаны в комплекте оценочных средств данной дисциплины.