Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-2-2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 100 | 100 | 100 | 100 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Акцентные нормы русского языка | ||||||
1.1. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Грамматические нормы русского языка | ||||||
2.1. | Грамматические нормы русского языка | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Лексические нормы русского языка. Синтаксические нормы русского языка. | ||||||
3.1. | Лексические и синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Культура речи и эффективность общения | ||||||
4.1. | Культура речи и эффективность общения | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1 |
4.2. | Официально-деловой и научный стили русского языка | Практические | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 1 | 40 | ОК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерные типы заданий для контрольных работ : Раздел 1. 1. Выполните комплексный анализ языкового употребления с учетом различных критериев нормативности (задание выполняется по индивидуальным вариантам) 1). Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 2). Каждый гражданин имеет право уплаты налогов. 3). Для домашних насекомых в магазине ничего нет…(см. пособие) Раздел 2. 1. Определите кодифицированное произношение следующих слов: бифштекс, термос, маневры, блеклый, булочная…. (задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений 1-6 данного раздела). 2.Запишите под диктовку следующие слова: инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, насмешка, дерматин…(задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений № 7, 8). Раздел 3. 1. Расставьте нормативные ударения (задание выполняется по индивидуальным вариантам в аудитории). 1) Августовский, алкоголь, алфавит, бармен, быть в фаворе, баловать, вальпургиева ночь, вероисповедание, визирь, гастарбайтер, гастрономия, генезис, жалюзи, жерло, жако, завидно, завсегдатай, закупорить, изрешетить истопник, индиго, каталог, квартал, коклюш, лекция начата, лущить, лососина, памятуя, пандемия, парвеню, партер, пасквиль, патриархия, регент, ритор, рожки (макаронное изделие), сальдовая ведомость, селянин, сегун, сдвоить. 2. Выполните комплексный анализ акцентного варианта по схеме ортологического анализа: фетиш, феномен, диспансер, ракурс, хаос, генезис, катарсис, комбайнер…. (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного слова). Раздел 4. 1. Найдите в тексте нарушения норм словоупотребления, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается). Раздел 5. 1. Выполните анализ контекстов, пользуясь схемой анализа языковых вариантов. 1). Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2). Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3)… (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного предложения, проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы). 2. Отредактируйте предложения, устранив грамматические ошибки. 1). Наряду с составлением словарей, русские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 2). При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 3)… 3. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им комментарий и исправьте контекст (текст прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие | М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. | Культура русской речи и эффективность общения: учеб. пособие | М: Наука, 2008 | znanium.com |
Л2.2 | Ипполитова, Н.А. | Русский язык и культура речи: учебное пособие | М.: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
Э4 | http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» | |||
Э5 | http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов. | |||
Э6 | http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка | |||
Э7 | http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | |||
Э8 | http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов | |||
Э9 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э10 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э11 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э12 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э13 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э14 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». |