Закреплена за отделением | Отделение природопользования, сервиса и туризма |
---|---|
Направление подготовки | 20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов |
Форма обучения | Очная |
Учебный план | 20_02_01_РИПК_1_2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 96 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 26 | 26 | 26 | 26 |
Консультации | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 90 | 90 | 90 | 90 |
1.1. | Целью дисциплины является изучение физико-географический, экономических и социальных особенностей Алтайского края. |
---|
Цикл (раздел) ППСЗ: ОП |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю заселения Алтайского края, особенности рельефа, геологического строения, климата, почвенного покрова, растительного и животного миров, ландшафтной структуры, демографическую ситуацию, хозяйственную структуру края, особенности организации особо охраняемых природных территорий, экологические проблемы в крае. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять географическое положение края, характеризовать основные этапы заселения и освоения территории, особенности рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного миров, определять положение края в системе физико-географического районирования, составлять описание демографических процессов, отраслевого состава промышленности и сельского хозяйства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Физико-географические особенности Алтайского края | ||||||
1.1. | Геологическая история и современное геологическое строение. | Лекции | 3 | 2 | Л1.4, Л2.3, Л1.11, Л2.6 | |
1.2. | Геология, рельеф, полезные ископаемые. | Практические | 3 | 4 | ||
1.3. | Рельеф. Минеральные ресурсы и полезные ископаемые. | Лекции | 3 | 2 | Л1.4, Л2.3, Л1.11, Л2.6 | |
1.4. | Гипсометрический профиль Алтайского региона. | Практические | 3 | 2 | ||
1.5. | Климат. Гидрологические ресурсы Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л1.4, Л2.3, Л1.8, Л2.6 | |
1.6. | Климатические особенности региона. | Практические | 3 | 6 | ||
1.7. | Гидрологические ресурсы Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
1.8. | Изучение географической номенклатуры по региону. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
1.9. | Почвенные ресурсы. Растительный и животный мир Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л1.4, Л2.3, Л1.11, Л2.6 | |
1.10. | Природные комплексы и физико-географическое районирование. | Лекции | 3 | 2 | Л1.4, Л2.3, Л1.11, Л2.6 | |
1.11. | Физико-географическое районирование Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
1.12. | Подготовка к контрольной работе. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
1.13. | Физико-географические особенности Алтайского региона (контрольный тест). | Практические | 3 | 2 | ||
Раздел 2. Социально-экономические особенности Алтайского края | ||||||
2.1. | История Алтайского региона. | Лекции | 3 | 2 | Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.3 | |
2.2. | Подготовка к семинару. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
2.3. | Исследователи Алтайского региона. | Практические | 3 | 2 | Л2.1 | |
2.4. | Население Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.11 | |
2.5. | Население Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
2.6. | Агропромышленный комплекс Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л2.3, Л2.4 | |
2.7. | Агропромышленный комплекс Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
2.8. | Промышленность Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л2.3, Л1.7, Л2.4 | |
2.9. | промышленность Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
2.10. | Экологические проблемы и ООПТ Алтайского края. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.9, Л1.10 | |
2.11. | ООПТ и Красная книга Алтайского края. | Практические | 3 | 2 | ||
2.12. | Природные предпосылки формирования экологических проблем региона. | Лекции | 3 | 2 | ||
2.13. | Загрязнение территории Алтайского края (атмосфера, гидросфера и литосфера). | Лекции | 3 | 4 | ||
2.14. | Экологические проблемы Алтайского края. | Лекции | 3 | 4 | ||
2.15. | Подготовка к контрольной работе. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
2.16. | Демографические особенности и особенности развития хозяйства Алтайского края (контрольный тест). | Практические | 3 | 2 | ||
2.17. | Подготовка к экзамену. | Сам. работа | 3 | 10 | ||
2.18. | Консультации | 3 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Древняя история Алтайского края. 2. История края с XVIII века. 3. Изучение территории Алтайского края, основные исследователи. 4. Географическое положение края. 5. Особенности рельефа края 6. Геологическая история. 7. Современное геологическое строение. 8. Геологическое строение равнинных территорий. 9. Геологическое строение горных областей Алтайского края. 10. Полезные ископаемые Алтайского края. 11. Общая характеристика климата края. 12. Поверхностные и подземные воды Алтайского края. 13. Почвенный покров Алтайского края. 14. Земельные ресурсы края. 15. Растительный покров края. 16. Животный мир Алтайского края. 17. Физико-географическое районирование Алтайского края. 18. Ландшафтная структура Алтайского края. 19. Административное деление: история и современное состояние. 20. Население Алтайского края. 21. Промышленность. 22. Сельское хозяйство. 23. Особо охраняемые природные территории края. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплены в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лузгин Б.Н. | Экология Алтайского края: учеб. пособие для вузов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | |
Л1.2 | редкол.: С. И. Авцинов и др. | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: энциклопедия | Барнаул, 2009 | 7 |
Л1.3 | Под ред. В.А. Скубневского | История Алтая: Учебное пособие | АлтГУ, 1995 | |
Л1.4 | Под ред. В.Т. Мищенко | Энциклопедия Алтайского края: в 2 т.: | Алтайское книжное издательство, 1997 | |
Л1.5 | Бородаев В.Б.. Контев А.В. | Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья: | Азбука, 2006 | |
Л1.6 | Горбунов В.В., Кунгуров А.Л.. Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. | История Алтая. Часть 1. Древний Алтай. : Учебное пособие | Позиция, 1997 | |
Л1.7 | Мищенко В.В. | Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направ-ления выхода из кризиса: монография: | , Барнаул: Изд-во Алт. ун-та | elibrary.asu.ru |
Л1.8 | Н.Ф. Харламова | Климат Алтайского региона: учебник | Барнаул: АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64 |
Л1.9 | В. А. Балашева [и др.] | Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. Том 1.: Книга | Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2006 | |
Л1.10 | В. А. Балашева [и др.] | Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2.: Книга | Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2006 | http://putevoditel-altai.ru/Risunci/20/tituly.pdf |
Л1.11 | авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова | География Алтайского края: учебно-методическое пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Камбалов Н., Сергеев А. | Первооткрыватели и исследователи Алтая: | Алтайское книжное издательство, 2008 | |
Л2.2 | В.В.Мищенко, И.К. Мищенко, А.Н.Гладышева | Альтернативная стратегия социально-экономического развития Алтайского края: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 | |
Л2.3 | Комитет геодезии и картографии СССР | Атлас Алтайского края: атлас.: Атлас-справочник | Изд-во Комитет геодезии и картографии СССР, 1991 | |
Л2.4 | сост. Н. В. Рыгалова | Социально-экономическая география Алтайского края: практикум | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин | Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления | Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000 | |
Л2.6 | Атлас Алтайского края: | М. : Комитет геодезии и картографии СССР, 1991 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Не предусмотрено. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не предусмотрено. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При изучении дисциплины «Краеведение» используются следующие формы работы: 1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме. 2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по дисциплине. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Тетрадь для практических занятий должна содержать конспекты литературных источников и выполненные практические работы. Для обязательных заданий желательно использовать правую часть тетради, а левую оставлять чистой и применять для расчетов, пометок, рисунков, графиков и т.д. Такая форма ведения тетради позволит студентам самостоятельно, глубоко прорабатывать материал курса, готовиться к зачету. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить: - все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами. - в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми. - каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью. 3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине. Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует: - использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; - подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; - разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия. 4. Самостоятельная работа студентов предполагает: - подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы); - выполнение творческой работы; - знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам. Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: · сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; · обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; · фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; · готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; · работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; · пользоваться реферативными и справочными материалами; · контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; · обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. · пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.). Значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение географической номенклатуры. Систематическая работа с географической номенклатурой помогает научиться хорошо читать и знать карту, развивает географическое мышление, способствует выработке умения использовать отображенный на карте материал для выявления общих географических закономерностей. Контроль за изучением географической номенклатуры проводится путем выборочного устного опроса студентов или программированного контроля с помощью контурных карт. 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и итогов контроля знаний во время промежуточной аттестаций. Формой контроля результатов освоения учебной дисциплины является балльно-рейтинговая система (БРС) – системный накопительный подход к выставлению и интеграции баллов студентам в регламентированной шкале по результатам освоения всех дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Объектами контроля (показателями) при начислении баллов служат отдельные виды учебной деятельности: практические занятия, освоение теоретического курса на семинарских занятиях, приобретение умений и навыков в ходе практических работ; выполнение домашних работ, выполнение предусмотренных программой видов самостоятельной работы, тестирование, зачёт. Все объекты контроля отражаются в технологической карте дисциплины. Индивидуальная рейтинговая оценка студента по дисциплине рассчитывается как сумма оценок bi по отдельным видам учебной деятельности в течение семестра, умноженных на их вес, деленная на общий вес всех оценок по дисциплине. Индивидуальная рейтинговая оценка студента по дисциплине (модулю) округляется до целых и может принимать значения от 0 до 100. По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них; - внимательно прочитать рекомендованную литературу; - составить краткие конспекты ответов (планы ответов). Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами. |