МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Экономика природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РИПК_1_2017
Часов по учебному плану 128
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 96
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 54 54 54 54
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 38 38 38 38
Консультации 6 6 6 6
Итого 128 128 128 128

Программу составил(и):
преподаватель Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплеко утвержден Утвержжден министерством образования и науки РФ от 18.04.2014г. №351

составлена на основании учебного плана:
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
утвержденного учёным советом вуза от протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 29.06.2017 г. № 05
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий отделением
Лут Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины: формирование у обучающихся знаний в области экономического управления природными ресурсами, а именно:
- обеспечение студентов современными знаниями об особенностях и закономерностях функционирования экономического механизма природопользования;
- изучение экономических аспектов взаимодействия общества и природы;
- анализ экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов;
- определение экономической ценности природных ресурсов и услуг;
- изучение возможностей государственного регулирования и рыночных инструментов в области охраны природы.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методики расчета предельно допустимых концентраций и предельно допустимых выбросов;
- виды экологических издержек;
- методы оценки экономического ущерба и рисков для природной среды;
- обоснование и расчеты нормативов качества окружающей среды;
- основы экологического законодательства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться правовой и нормативной технической документацией по вопросам экологического мониторинга;
- проводить расчеты по определению величины экономического ущерба и рисков для природной среды;
- проводить расчеты по определению экономической эффективности процессов и технологий природопользования и природообустройства;
- проводить расчеты платы за пользование природными ресурсами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Экономика природопользования как наука Лекции 5 6
1.2. Подготовка к семинару Сам. работа 5 6
1.3. Глобальные экологические проблемы как причина формирования кризисного состояния окружающей среды (семинар) Практические 5 2
1.4. Экономическое развитие и экологический фактор Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Подготовка к семинару Сам. работа 5 6
1.6. Концепция устойчивого развития и механизмы ее реализации в мире (семинар) Практические 5 2
1.7. Загрязнение окружающей среды Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов Практические 5 4
1.9. Понятие экстерналий: определение, виды Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Эксетрнальные издержки Практические 5 2
1.11. Экономическая ценность природы Лекции 5 4 Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.12. Экономическая оценка стоимости ресурсов Практические 5 6
1.13. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Экономический ущерб от загрязнений окружающей природной среды Практические 5 2
1.15. Экономическая эффективность природопользования Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Экономические методы в природопользовании: экологическая рента Практические 5 2
1.17. От техногенного к устойчивому типу развития Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2
1.18. Эколого-ориентированная структурная перестройка Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
1.19. Экологические аспекты развития отраслей хозяйства России Лекции 5 6 Л1.1, Л1.2
1.20. Выполнение домашнего задания по материалам лекции Сам. работа 5 4
1.21. Государство и рынок в охране окружающей среды Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2
1.22. Экономический механизм экологизации экономики Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2
1.23. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6
1.24. Экономический механизм охраны окружающей среды: платежи за загрязнение атмосферы Практические 5 2
1.25. Финансирование природоохранной деятельности Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2
1.26. Эколого-экономические инструменты природоохранной деятельности Практические 5 8
1.27. Решение задачи Сам. работа 5 6
1.28. Индивидуальные консультации по практическим работам Консультации 5 6
1.29. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
1.30. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет экономики природопользования. Место природопользования в современной экономике.
2. История формирования экономики природопользования: классическая экономическая школа, К.Маркс, А.Пигу, Р.Коуз и др. представители неоклассической школы.
3. Основные принципы экономики природопользования.
4. Классификация экономических благ. Особенности природных благ.
5. Техногенный тип: фронтальная экономика, концепция охраны окружающей среды. Теория экотопии.
6. Возникновение глобальных экологических проблем. Доклады Римскому клубу: «Пределы роста» и др. Концепции нулевого и сбалансированного роста.
7. Понятие устойчивого (сбалансированного) развития. Понятие слабой и сильной устойчивости.
8. Понятие экстерналий: определение, виды. Исследования А. Пигу. Интернализация издержек. Критерии потенциального улучшения по Парето.
9. Природно-продуктовые вертикали. Концепция критического природного капитала.
10. Подходы к определению экономической ценности природы: рыночный, рентный, затратный,
11. Подходы к определению экономической ценности природы: альтернативная и общая экономическая стоимость. Стоимость существования и субъективная оценка стоимости.
12. Экономическая эффективность природопользования. Подход «затраты-выгоды». Учет фактора времени, дисконтирование.
13. Экономическая эффективность природопользования. Подход «затраты – эффективность».
14. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды: структура и виды.
15. Экологические издержки общества.
16. Эколого-экономический ущерб: факторы, влияющие на величину ущерба. Методы расчета.
17. Механизмы реализации эколого-экономической политики: административные методы.
18. Типы и принципы экономического механизма природопользования.
19. Платность природопользования.
20. Плата за загрязнение.
21. Методы экономического стимулирования природоохранной деятельности.
22. Финансирование природоохранной деятельности: принцип «загрязнитель платит».
23. Финансирование природоохранной деятельности: принцип «жертва платит».
24. Экологическое страхование.
25. Вопросы собственности на природные ресурсы.
26. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
27. Международные организации в области охраны окружающей среды.
28. Основы экологического менеджмента.
29. Основы экологического аудита.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. Экономика природопользования: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: ИНФРА-М, 2004
Л1.3 Редина М.М., Хаустов А.П. Экономика природопользования: практикум М.: Высш. шк., 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Дрогомирецкий, Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова Экономика природопользования: краткий курс лекций М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Отто О.В. Экономика природопользования: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрено.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными типами занятий при изучении дисциплины являются лекционные, практические и семинарские занятия.
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий, размещенных к каждой лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: конспектирование (составление тезисов) лекций; выполнение контрольных работ; решение задач; работу со справочной и методической литературой; работу с нормативными правовыми актами; выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях; защиту выполненных работ; участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины; участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях; участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: повторение лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; решения задач, выданных на практических занятиях; подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки рефератов и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.