МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Очистные сооружения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РИПК_1_2017
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 96
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 6 6 6 6
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Очистные сооружения

разработана в соответствии с ФГОС:
Образовательный стандарт среднего профессионального образования образования (ФГОС СПО) по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов утвержден Министерством образования и науки РФ от 18.04.2014 г. №351

составлена на основании учебного плана:
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
утвержденного учёным советом вуза от протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 29.06.2017 г. № 05
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий отделением
Лут Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обеспечение студентов современными знаниями по эксплуатации очистных установок, очистных сооружений и полигонов;
- обеспечение работоспособности очистных установок и сооружений;
- управление процессами очистки и обработки сбросов и выбросов;

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1 Обеспечивать работоспособность очистных установок и сооружений.
ПК 3.2 Управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.устройство и принцип действия очистных установок и сооружений; порядок проведения регламентных работ; технические характеристики и устройство очистных установок и сооружений; эксплуатационные характеристики фильтрующих и сорбирующих материалов; технологию и конструктивное оформление процессов очистки сбросов и выбросов в промышленных организациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.контролировать технологические параметры очистных сооружений и установок; контролировать эффективность работы очистных сооружений и установок; поддерживать работоспособность очистных установок и сооружений; выбирать методы водоподготовки для различных целей, очистки промышленных сточных вод и выбросов в атмосферу; отбирать пробы в контрольных точках технологического процесса; составлять отчеты об охране атмосферного воздуха и использовании воды в организациях; давать характеристику выбросов конкретного производства и предлагать методы очистки или утилизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы работы очистных сооружений
1.1. Проблемы защиты окружающей среды Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Классификация основных процессов защиты окружающей среды на основе физических, химических и физико-химических закономерностей Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 4
Раздел 2. Сооружения очистки воздуха
2.1. Методы сепарации пыли из газового потока Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Аппараты сухой механической очистки газов Лекции 5 2 Л1.1
2.3. Расчет аппаратов механической очистки газов Практические 5 2
2.4. Аппараты фильтрующего действия Лекции 5 2 Л1.1
2.5. Расчет фильтров Практические 5 6
2.6. Электрическая очистка газов Лекции 5 2 Л1.1
2.7. Аппараты мокрой очистки газов Лекции 5 2 Л1.1
2.8. Сорбционные методы очистки от вредных газообразных выбросов и использование уловленных компонентов Лекции 5 2 Л1.1
2.9. Расчет орбционных устройств Практические 5 2
2.10. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6
2.11. Каталитическая очистка и термическое обезвреживание газов Лекции 5 2 Л1.1
2.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 2
2.13. Контрольная работа Практические 5 2
Раздел 3. Процессы и аппараты защиты гидросферы
3.1. Процессы защиты гидросферы Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 1) Практические 5 6
3.3. Механические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 Л1.1
3.4. Физико-химические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 Л1.1
3.5. Химические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 Л1.1
3.6. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 2) Практические 5 6
3.7. Биохимические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 Л1.1
3.8. Термические методы очистки сточных вод Лекции 5 2 Л1.1
3.9. Проработка лекционного материала Сам. работа 5 6
3.10. Проектирование очистных сооружений канализации (часть 3) Практические 5 4
3.11. Водозаборно-очистные сооружения и устройства Лекции 5 2 Л1.1
3.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 2
3.13. Контрольная работа Практические 5 2
3.14. Индивидуальные консультации по практическим работам Консультации 5 6
3.15. Подготовка к зачету Сам. работа 5 6
3.16. Зачет Практические 5 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Природоохранные мероприятия и сооружения.
2. Основные методы очистки отходящих газов.
3. Основные методы очистки сточных вод.
4. Водозаборно-очистные сооружения и устройства.
5. Водоприемные ковши.
6. Наливные водоемы и водохранилища.
7. Каналы.
8. Биоплато с высшей водной растительностью.
9. Фильтрующие водоприемники.
10. Сетчатые устройства и установки.
11. Гидроциклонные установки.
12. Сооружения и устройства с плавающим фильтрующим слоем.
13. Механическая очистка воды.
14. Устройства механической очистки сточных вод.
15. Физико-химическая очистка сточных вод.
16. Биологическая очистка сточных вод.
17. Дезинфекция сточных вод.
18. Сооружения очистки воздуха.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. Очистные сооружения в 2 ч.: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.2 Сазонов Э.В. Экология городской среды: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал "Гарант" www.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При освоении ПМ.03 Эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.
2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по дисциплине.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Тетрадь для практических занятий должна содержать конспекты литературных источников и выполненные практические работы. Для обязательных заданий желательно использовать правую часть тетради, а левую оставлять чистой и применять для расчетов, пометок, рисунков, графиков и т.д. Такая форма ведения тетради позволит студентам самостоятельно, глубоко прорабатывать материал курса, готовиться к зачету. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.
3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
4. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение творческой работы;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
· сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
· работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
· пользоваться реферативными и справочными материалами;
· контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.).
Значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение географической номенклатуры. Систематическая работа с географической номенклатурой помогает научиться хорошо читать и знать карту, развивает географическое мышление, способствует выработке умения использовать отображенный на карте материал для выявления общих географических закономерностей. Контроль за изучением географической номенклатуры проводится путем выборочного устного опроса студентов или программированного контроля с помощью контурных карт.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и итогов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
Формой контроля результатов освоения учебной дисциплины является балльно-рейтинговая система (БРС) – системный накопительный подход к выставлению и интеграции баллов студентам в регламентированной шкале по результатам освоения всех дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Объектами контроля (показателями) при начислении баллов служат отдельные виды учебной деятельности: практические занятия, освоение теоретического курса на семинарских занятиях, приобретение умений и навыков в ходе практических работ; выполнение домашних работ, выполнение предусмотренных программой видов самостоятельной работы, тестирование, зачёт. Все объекты контроля отражаются в технологической карте дисциплины.
Индивидуальная рейтинговая оценка студента по дисциплине рассчитывается как сумма оценок bi по отдельным видам учебной деятельности в течение семестра, умноженных на их вес, деленная на общий вес всех оценок по дисциплине. Индивидуальная рейтинговая оценка студента по дисциплине (модулю) округляется до целых и может принимать значения от 0 до 100.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.