Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-23-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.н.г., доцент Останин О.В.
1.1. | Цель - формирование у студентов основ знаний по основным вопросам экскурсоведения и организации выставок. Задачи: 1) дать представление о приёмах и способах организации и проведения экскурсий по разным тематикам; 2) дать представление об организации и проведении выставок. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
ПК-8 | способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1.правовые и экономические основы организации туристско-рекреационной деятельности на базе особо охраняемых территорий; 2.современные проблемы организации туристско-рекреационной деятельности на базе особо охраняемых территорий в странах мира и России; 3.владение основами системного анализа туристско-рекреационного потенциала территории с выделением лимитирующих и реализующих факторов его эффективного использования; 4.современные процессы на мировом туристическом рынке. 5.структуру мирового туристического рынка 6.современные процессы на мировом туристическом рынке. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1.методически грамотно использовать и адаптировать к российским условиям международные системы показателей устойчивого развития туристской отрасли с применением SWOT-анализа. 2.самостоятельно использовать количественные и качественные методы оценки туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых территорий; 3.методически грамотно проводить функциональное зонирование особо охраняемых территорий для рекреационного использования; 4.работать методами исследования туристического рынка 5.анализировать структуру мирового туристического рынка; 6.анализировать современные процессы на мировом туристическом рынке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1.навыками количественной и качественной оценки туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых территорий; 2.навыками проведения функционального зонирования особо охраняемых территорий для рекреационного использования; 3.навыками оценки рисков использования особо охраняемых территорий в рекреационных целях; 4.навыками работы методами исследования туристического рынка; 5.навыками анализа струры мирового туристического рынка; 6.навыками анализа современных процессов на мировом туристическом рынке. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Страхование и безопасность в туризме | ||||||
1.1. | Страховвание и безопасность в туризме | Практические | 8 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Страхование и безопасность в туризме | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Страхование в России | ||||||
2.1. | Страхование в России | Лекции | 8 | 6 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Страхование в России | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Страхование в России | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Страхование в России | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Страхование за рубежом | ||||||
3.1. | Страхование за рубежом | Лекции | 8 | 4 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Страхование за рубежом | Практические | 8 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Страхование за рубежом | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Опасности при отдыхе за рубежем | ||||||
4.1. | Опасности при отдыхе за рубежем | Лекции | 8 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Опасности при отдыхе за рубежем | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Опасности при отдыхе за рубежем | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Опасности при отдыхе за рубежем | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Вспомогательные материалы и бизнес-проекты | ||||||
5.1. | Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности | Лекции | 8 | 6 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основы экскурсоведения и выставочного дела. 2. Экскурсионная методика. 3. Технология подготовки экскурсии. 4. Методика организации выставки. 5. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста. 6. Умения, навыки и речь экскурсовода и стендиста. 7. Мастерство экскурсовода и стендиста. 8. Команда проекта. 9. Вспомогательные материалы и бизнес-проекты. 10. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Экскурсоводческое мастерство. 2. Критерии и бюджет выставки. 3. План и сценарий выставки. 4. Целевые аудитории. 5. Составление маршрута экскурсии. 6. Техника ведения экскурсии. 7. Технология подготовки новой экскурсии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.А. Гвозденко | Страхование в туризме: учебное пособие для ВУЗов | М.: Аспект Пресс, 2002 | |
Л1.2 | Н.М. Трусова | Страхование в туризме: учебное пособие | Кемерово: КемГИК, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский | Безопасность туризма: учебник | М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 | |
Л2.2 | Н.А. Нусс | Безопасность в туризме: учебное пособие | Новосибирск: НГТУ, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Страхование и безопасность в туризме» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |