МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология и организация туристско-рекреационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-23-2018
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 249
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 249 249 249 249
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 360 360 360 360

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Швецова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Технология и организация туристско-рекреационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
‒ формирование знаний о научных основах географии туризма;
‒ анализ факторов и условий развития туризма;
‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства;
‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах;
‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития туризма в различных регионах мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.знать основные положения общенаучных и географических учений, теорий, составляющих научный каркас географии туризма;
‒ знать факторы и условия развития основных видов туризма;
‒ знать особенности пространственной дифференциации видов туризма в России и зарубежных странах;
‒ знать природные, культурно-исторические и социально-экономические туристские ресурсы;
‒ знать основные мировые и российские туристские (рекреационные) районы;
‒ уметь классифицировать туризм по различным критериям;
‒ уметь анализировать современный уровень развития туризма в различных регионах мира, прогнозировать его развитие;
‒ сравнивать регионы друг с другом и различные типы процессов, происходящих внутри регионов, для выявления как общих закономерностей, происходящих в регионах, так и специфических черт, характерных для отдельных из них.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- комплексной туристской характеристики страны на основе анализа физико-географических, экономико-географических, этнических и культурно-исторических факторов и ресурсов данной территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основы экскурсоведения и выставочного дела Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Основы экскурсоведения и выставочного дела Практические 8 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. Сам. работа 8 32 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Экскурсионная методика
2.1. Экскурсионная методика. Технология подготовки новой экскурсии. Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Экскурсионная методика. Технология подготовки новой экскурсии. Практические 8 8 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Технология подготовки новой экскурсии. Сам. работа 8 40 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Составление маршрута экскурсии. Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Составление маршрута экскурсии. Практические 8 8 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Составление маршрута экскурсии. Сам. работа 8 40 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Лекции 8 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Практические 8 8 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Методика проведения экскурсии. Техника ведения экскурсии. Сам. работа 8 24 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Методика организации выставки
3.1. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Практические 8 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие выставки. Виды выставки. Цели и задачи проекта Сам. работа 8 24 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Методика организации выставки
4.1. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Практические 8 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Целевые аудитории. Критерии и бюджет выставки. План и сценарий выставки. Сам. работа 8 24 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста.
5.1. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста. Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Экскурсоводческое мастерство. Личность экскурсовода и стендиста. Практические 8 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Профессиональное мастерство экскурсовода и стендиста.Экскурсоводческое мастерство. Личность экскурсовода и стендиста. Сам. работа 8 24 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Вспомогательные материалы и бизнес-проекты
6.1. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Лекции 8 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Практические 8 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Основные документы, необходимые для организации выставки и экскурсии Сам. работа 8 41 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Подготовка и проведение экскурсий.
2. Выставка: подготовка стендистов.
3. Требования к методической разработке экскурсии.
4. Как использовать выставки с максимальным эффектом.
5. Особенности подготовки и проведения обзорных экскурсий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Роль туризма в мировой экономике.
Особенности туристского потребления.
Социальный туризм.
Туристский продукт.
"Шенгенское соглашение" и его роль в международном туризме.
Страхование в туризме.
Характеристика туризма в Алтайском крае.
Инновационные подходы в туризме.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Подготовка и проведение экскурсий.
2. Выставка: подготовка стендистов.
3. Требования к методической разработке экскурсии.
4. Как использовать выставки с максимальным эффектом.
5. Особенности подготовки и проведения обзорных экскурсий.
6. Тематические и обзорные экскурсии.
7. Портфель экскурсовода.
8. требования по оформлению материалов, необходимых для оформления новой экскурсии.
9. Экскурсионные маршруты в Барнауле.
10. Экскурсионные программы в Бийске.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.М. Васина Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: учебно-методическое пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Р.И. Сухов Организация туристской деятельности: учебник Ростов: ЮФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистров и аспирантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ю.П. Шеин, Л.Д. Матвеева Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон: учебное пособие Уфа: УГУЭиС, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт Администрации Алтайского края
Э2 http://www.agritourism.ru/ - ассоциация развития агротуризма
Э3 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ
Э4 http://www.altai-republic.ru/ - официальный сайт Республики Алтай
Э5 http://altaiathand.com/ - Медиа-Гид по Алтаю
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.