Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-23-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 16,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 9 | 9 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 28.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Дунец А.Н., д.г.н., доцент
1.1. | Формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы мирового хозяйства, развития отраслевых комплексов и отдельных стран, а также регионов мира; формирование экономико- и социально-географические представления (знания) о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития мира в целом и отдельных стран. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.19 |
ОПК-5 | способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях |
ОПК-7 | способностью использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | географические закономерности развития территориальных социально-экономических систем, а также демографические, социальные и экономические тенденции развития зарубежных стран мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять хозяйственную специализацию и территориальную структуру стран мира, анализировать функционирование экономико-социальные системы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами исследований международных экономических связей и представлениями о социально-политических и геополитических процессах в регионах мира. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Мировое хозяйство как предмет исследования экономической и социальной географии. | ||||||
1.1. | Понятие «мировое хозяйство».Интернационализация, глобализация как экономический, социальный, технико-технологический и географический процесс; Развитие процесса транснационализации. Специфика хозяйственной деятельности ТНК, их роль в глобализации мира. | Лекции | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
1.2. | Глобальная и региональная интеграция.Теории мирового хозяйства.Влияние информационно-технологической революции на развитие мирового хозяйства.Изменения хозяйственных структур, характера труда, используемых ресурсов в отраслях производства и сферах деятельности. | Практические | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
1.3. | Переход от фордизма-тейлоризма к постфордистским подходам к организации хозяйственной деятельности; Революция в электронном бизнесе; Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 2. Международное разделение труда как основной процесс и результат развития мирового хозяйства. | ||||||
2.1. | Международное разделение труда и его предпосылки: естественно-общественно-исторические.Обновляющаяся роль государства в условиях транснационализации. Сдвиг в спектре интернационализирующихся производств в сторону все более сложных, особенно высокотехнологичных.Качественные изменения в товарной структуре международных экономических связей. | Лекции | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
2.2. | Существенные изменения в содержании и формах международного разделения труда, связанные с процессом глобализации и ее проявления - транснационализации. Новая модель внешнеэкономического сотрудничества: «внешняя торговля-производство - инвестиции». Стратегия промышленного экспорта в развивающихся странах, сменившая импортозамещение. | Практические | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
2.3. | Виды мирохозяйственных связей: внешняя торговля, миграция капитала (портфельные и прямые зарубежные инвестиции, международный кредит), трансферт технологии, валютно-финансовые отношения, миграции рабочей силы, кооперационные и докооперационные связи, глобальные экономические проблемы. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 3. Понятие открытой экономики и важнейшие модели внешнеэкономических отношений. | ||||||
3.1. | Открытая и автаркическая экономика: определения. Показатели степени открытости (внешней ориентированности) экономики. | Лекции | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
3.2. | Адам Смит - Фридрих Лист: проблема влияния открытости экономики страны на структуру и эффективность хозяйства. | Практические | 7 | 3 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
3.3. | Теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория конкурентоспособности М. Портера. | Практические | 7 | 3 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
3.4. | Модели внешнеэкономических отношений: меркантилизм и неомеркантилизм. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 4. География отраслей, сфер, транснациональных корпораций мирового хозяйства и международных экономических связей. | ||||||
4.1. | Общеисторические закономерности возникновения первичного, вторичного и четвертичного секторов хозяйства. География мировой промышленности. Лидирующая роль обрабатывающих подразделений промышленности. Особенности структурной перестройки промышленности на разных этапах НТР и информационно-технологической революции. | Лекции | 8 | 9 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
4.2. | Машиностроение; химическая промышленность;биоиндустрия; легкая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ТЭК; металлургия; мировой аграрно-промышленный комплекс (МАПК); Основные производственные типы сельского хозяйства мира; пищевкусовая промышленность. | Лекции | 8 | 9 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
4.3. | Мировая транспортно-коммуникационная система (Морской транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, связь, воздушный транспорт. | Практические | 8 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
4.4. | Регулирование и дерегулирование. Типы и формы международных экономических связей. | Сам. работа | 8 | 3 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 5. Региональная структура мирового хозяйства. | ||||||
5.1. | Важнейшие экономические регионы мира: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Западная Азия, Южная Америка и др. Экономико-географические регионы как объекты географического мирохозяйственного изучения. Исторические особенности их развития. Неравномерность социально-экономического развития и прохождение процессов модернизации. Влияние географических условий. | Практические | 8 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.2. | Интеграционные процессы в ведущих регионах мира. Основные региональные интеграционные образования мира в Западной Европе, Северной Европе, в Юго-Восточной Азии и др. Перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. | Сам. работа | 8 | 3 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 6. Крупнейшие страны – экономические лидеры в определенных направлениях. | ||||||
6.1. | Германия, Франция, Великобритания, Италия, США, Бразилия, Япония, Китай, Индия. Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство за последние 100 лет. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. | Практические | 8 | 6 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
6.2. | Современные потоки капитала, труда и сырья. Роль и география инноваций в мире.Экономико-политико-географические следствия глобализации. | Сам. работа | 8 | 3 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
6.3. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-5, ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | География мира в 3 т. том 3. регионы и страны мира: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. | Социально-экономическая география: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт,, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | Георгафия мира в 3 т. том 2. Социально-экономическая география мира. : Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рогуленко Т.М.,Пономарева С.В.,Бодяко А.В. | Учет внешнеэкономической деятельности: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2017 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) Статистическая база ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/) Базы данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география мира» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |