МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая и социальная география мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-23-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Жигулина Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая и социальная география мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 28.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дунец А.Н., д.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 28.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Дунец А.Н., д.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы мирового хозяйства, развития отраслевых комплексов и отдельных стран, а также регионов мира;
формирование экономико- и социально-географические представления (знания) о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития мира в целом и отдельных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.19

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях
ОПК-7 способностью использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.географические закономерности развития территориальных социально-экономических систем, а также демографические, социальные и экономические тенденции развития зарубежных стран мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять хозяйственную специализацию и территориальную структуру стран мира, анализировать функционирование экономико-социальные системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами исследований международных экономических связей и представлениями о социально-политических и геополитических процессах в регионах мира.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мировое хозяйство как предмет исследования экономической и социальной географии.
1.1. Понятие «мировое хозяйство».Интернационализация, глобализация как экономический, социальный, технико-технологический и географический процесс; Развитие процесса транснационализации. Специфика хозяйственной деятельности ТНК, их роль в глобализации мира. Лекции 7 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Глобальная и региональная интеграция.Теории мирового хозяйства.Влияние информационно-технологической революции на развитие мирового хозяйства.Изменения хозяйственных структур, характера труда, используемых ресурсов в отраслях производства и сферах деятельности. Практические 7 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Переход от фордизма-тейлоризма к постфордистским подходам к организации хозяйственной деятельности; Революция в электронном бизнесе; Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. Сам. работа 7 12 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Международное разделение труда как основной процесс и результат развития мирового хозяйства.
2.1. Международное разделение труда и его предпосылки: естественно-общественно-исторические.Обновляющаяся роль государства в условиях транснационализации. Сдвиг в спектре интернационализирующихся производств в сторону все более сложных, особенно высокотехнологичных.Качественные изменения в товарной структуре международных экономических связей. Лекции 7 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Существенные изменения в содержании и формах международного разделения труда, связанные с процессом глобализации и ее проявления - транснационализации. Новая модель внешнеэкономического сотрудничества: «внешняя торговля-производство - инвестиции». Стратегия промышленного экспорта в развивающихся странах, сменившая импортозамещение. Практические 7 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Виды мирохозяйственных связей: внешняя торговля, миграция капитала (портфельные и прямые зарубежные инвестиции, международный кредит), трансферт технологии, валютно-финансовые отношения, миграции рабочей силы, кооперационные и докооперационные связи, глобальные экономические проблемы. Сам. работа 7 12 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Понятие открытой экономики и важнейшие модели внешнеэкономических отношений.
3.1. Открытая и автаркическая экономика: определения. Показатели степени открытости (внешней ориентированности) экономики. Лекции 7 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Адам Смит - Фридрих Лист: проблема влияния открытости экономики страны на структуру и эффективность хозяйства. Практические 7 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория конкурентоспособности М. Портера. Практические 7 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Модели внешнеэкономических отношений: меркантилизм и неомеркантилизм. Сам. работа 7 12 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. География отраслей, сфер, транснациональных корпораций мирового хозяйства и международных экономических связей.
4.1. Общеисторические закономерности возникновения первичного, вторичного и четвертичного секторов хозяйства. География мировой промышленности. Лидирующая роль обрабатывающих подразделений промышленности. Особенности структурной перестройки промышленности на разных этапах НТР и информационно-технологической революции. Лекции 8 9 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Машиностроение; химическая промышленность;биоиндустрия; легкая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ТЭК; металлургия; мировой аграрно-промышленный комплекс (МАПК); Основные производственные типы сельского хозяйства мира; пищевкусовая промышленность. Лекции 8 9 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Мировая транспортно-коммуникационная система (Морской транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, связь, воздушный транспорт. Практические 8 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Регулирование и дерегулирование. Типы и формы международных экономических связей. Сам. работа 8 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Региональная структура мирового хозяйства.
5.1. Важнейшие экономические регионы мира: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Западная Азия, Южная Америка и др. Экономико-географические регионы как объекты географического мирохозяйственного изучения. Исторические особенности их развития. Неравномерность социально-экономического развития и прохождение процессов модернизации. Влияние географических условий. Практические 8 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Интеграционные процессы в ведущих регионах мира. Основные региональные интеграционные образования мира в Западной Европе, Северной Европе, в Юго-Восточной Азии и др. Перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сам. работа 8 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 6. Крупнейшие страны – экономические лидеры в определенных направлениях.
6.1. Германия, Франция, Великобритания, Италия, США, Бразилия, Япония, Китай, Индия. Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство за последние 100 лет. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. Практические 8 6 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.2. Современные потоки капитала, труда и сырья. Роль и география инноваций в мире.Экономико-политико-географические следствия глобализации. Сам. работа 8 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ОПК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 3. регионы и страны мира: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт,, 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Каледин Н.В., Михеева Н.М. Георгафия мира в 3 т. том 2. Социально-экономическая география мира. : Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогуленко Т.М.,Пономарева С.В.,Бодяко А.В. Учет внешнеэкономической деятельности: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Статистическая база ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/)
Базы данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география мира»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география мира»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.