МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропогенное ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-23-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 29
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Швецова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропогенное ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учение о природно-антропогенных ландшафтах представляется как необходимая составляющая геоэкологического базиса географической науки. Курс способствует утверждению геоэкологического мировидения и гражданской ответственности социума за судьбы земной природы. Предлагаемые слушателям знания ориентированы на решение насущных прикладных задач связанных с охраной окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современную теоретическую концепцию о природно-антропогенных ландшафтах
- истоки учения о природно-антропогенных ландшафтах
- Особенности формирования современных ландшафтов.
- принципы классификации и классификационная модель природно-антропогенных ландшафтов
- механизм функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Анализировать основные направления антропогенизации ландшафтов Составление карты – схемы антропогенных факторов
- Выполнять расчет природно-антропогенных модификаций ландшафтов
- Составлять карту-схему природно-антропогенных модификаций ландшафтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами расчета природно-антропогенных модификаций ландшафтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Истоки учения о природно-антропогенных ландшафтах.
1.1. Введение. Истоки учения о природно-антропогенных ландшафтах. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Учение об антропогенных ландшафтах Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Учение об антропогенных ландшафтах Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности формирования современных ландшафтов.
2.1. Особенности формирования современных ландшафтов. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Составление ландшафтной карты административного района (Алтайский край) Практические 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности формирования современных ландшафтов. Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Сельскохозяйственные ландшафты
3.1. Сельскохозяйственные ландшафты Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Сельскохозяйственные ландшафты Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Сельскохозяйственные ландшафты Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Лесохозяйственные ландшафты
4.1. Лесохозяйственные ландшафты Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Лесохозяйственные ландшафты Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Промышленные ландшафты
5.1. Промышленные ландшафты Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Промышленные ландшафтны Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Промышленные ландшафты Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Селитебные ландшафты
6.1. Селитебные ландшафты Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Селитебные ландшафты Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Селитебные ландшафты Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Рекреационные ландшафты
7.1. Рекреационные ландшафты Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Рекреационные ландшафты Практические 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Рекреационные ландшафты Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты
8.1. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Составление карты – схемы антропогенных факторов административного района. Расчет природно-антропогенных модификаций ландшафтов административного районаи составление карты – схемы природно-антропогенных модификаций ландшафтов административного района (на примере административного района Алтайского края). Практические 6 10 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учеб. пособие для экол.спец. АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Николаев Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: учебное пособие для ВУЗов М.: Аспект Пресс, 2003
Л2.2 Л.К. Казаков Ландшафтоведение: учебник М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Примерную тематику курсовых работ - см. в ФОС дисциплины.
Курсовая работа является одной из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение предусматривается учебным планом и является обязательным для всех студентов, Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучае-мых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление зна-ний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
- систематизация научных знаний;
- углубление и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
Курсовая работа является основой формирования профессиональных компетенций студентов и представляет собой необходимый этап, предшествующий написанию и защите ВКР.
Курсовые работы пишутся по темам, утверждаемым кафедрой экономической географии и картографии
Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы. Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или предложить собственную с обоснованием выбора, ру-ководствуясь своими научными интересами и склонностями.
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения дисциплины в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО), современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической деятельности.
Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по теме;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логиче-ской последовательности и взаимосвязаны.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- содержание;
- текст работы (введение и основная часть), структурированный по главам и параграфам;
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения (при необходимости).
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, руководитель работы обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста до ее сдачи.
Руководитель знакомится с курсовой работой, определяет содержательную ценность, проверяет соблюдение требований к оформлению, и, затем, оценивает ее. При невыполнении требований к содержанию и оформлению работы руководитель возвращает ее студенту для доработки и устранения недостатков. После доработки она представляется для окончательной оценки.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Антропогенное ландшафтоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.