МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-23-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Жигулина Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Геология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № № 228
Срок действия программы: 2014-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № № 228
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - иметь более полное представление о единой геосистеме Земля, как основном объекте геолого-географического изучения комплекса наук о Земле.
задачи:
1. Ознакомиться со стратиграфичской шкалой.
2. Характеризовать каждую геологическую эру и периоды, как этапы развития оболочек Земли.
3. Выявить особенности геологической деятельности человека на окружающую природную среду и причины такого воздействия.
4. Определять принадлежность минералов к определенному классу.
5. Определять горные породы по происхождению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-10 способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - состав и строение Земли и земной коры;
- геологические процессы;
- развитие земной коры во времени;
- этапы геологической истории земной коры;
- эволюцию органического мира прошлого;
- стратиграфическую шкалу;
- геологическую деятельность человека и охрану геологической среды
3.2.Уметь:
3.2.1.- увязывать географические и геологические знания в единую систему научного синтеза представлений о Земле;
- строить геологические разрезы по разным профилям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Работы со стратиграфической шкалой.
2. Составлять описание минералов и горных пород за счет знаний из минералогии и петрографии.
3. Определять принадлежность минералов к определенному классу и горных пород к той или иной группе по происхождению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в геологию
1.1. Введение в геологию Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Земля как пространственная категория.
2.1. Земля как пространственная категория. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3
2.2. Введение в кристалографию. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
2.3. Учение о симметрии Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
2.4. Земля как пространственная категория. Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Проблемы времени в геологии
3.1. Проблемы времени в геологии Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3
3.2. Проблемы времени в геологии Сам. работа 1 1 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Уровни организации минерального вещества
4.1. Уровни организации минерального вещества Лекции 1 4 ОПК-3 Л1.3, Л2.2
4.2. Минералогия. Определения и принципы классификации Практические 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
4.3. Описательная минералогия Практические 1 10 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
4.4. Уровни организации минерального вещества Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3
Раздел 5. Процессы петрогенеза
5.1. Процессы петрогенеза Лекции 1 10 ОПК-3 Л1.3, Л2.3
5.2. Введение в петрографию Практические 1 8 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
5.3. Процессы петрогенеза Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л1.3, Л2.3
Раздел 6. Тектоника
6.1. Тектоника Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3
6.2. Тектоника Сам. работа 1 2 ПК-10 Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил
7.1. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.3, Л2.3
7.2. Построение профилей по геологическим картам Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л3.1
7.3. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Сам. работа 1 10 ПК-10 Л2.3, Л3.1, Л1.4, Л1.2
7.4. Экзамен 1 27 ОПК-3, ПК-10 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутолин А. П., Галянина Н. П. Геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Куделина И. В., Галянина Н. П., Леонтьева Т. В. Общая геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Короновский Н. В. ГЕОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Попов Ю. В., Пустовит О. Е. Курс «Общая геология»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 : ,
Л2.2 Милютин А.Г. ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Милютин А.Г. ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лощинин В., Галянина Н. Структурная геология и геологическое картирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» www.geoinform.ru
Э2 Журнал «Минерал» www.mineral-journal.ru
Э3 Все о геологии geo.web.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» http://www.geoinform.ru
Журнал «Минерал» http://www.mineral-journal.ru/
Поисковые системы Яндекс, Google, Rambler, Апорт, Yahoo.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/ и др.
Геовикипедия http://wiki.web.ru/
Все о геологии http://geo.web.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: устный ответ.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при выполнении творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, презентации.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.