МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Введение в регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202. Квалификация (степень) - Бакалавр

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов знаний об объекте и предмете регионоведения, профессиональной деятельности в различных коллективов; умений научно-исследовательской работы; навыков самостоятельной работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-10 способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ОК-11 способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ОПК-9 способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
ОПК-13 способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы
ОПК-18 способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет регионоведения
содержание ФГОС 3 +
основные категории регионоведения

3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять - основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы;
- структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик;
- особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах.
- находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах;
- оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию;
- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
- применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научной и аналитической деятельности;
- понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук;
- ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер регионоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина
1.1. Появление знаний о регионе. Появление регионоведения как учебной дисциплины. ГОС и ФГОС. Динамика рынка труда и развитие регионовдения. Западная традиция region study в эпоху глобализации. Правовая и нравственная ответственность специалиста в области регионовдения Лекции 1 4 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Учебный процесс в университете. Учебный план. Практические 1 2 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. ФГОС 3+: содержание, направление и требования к специалистам Практические 1 2 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Работа с документами по теме курса Сам. работа 1 16 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Регионовдение как комплексное научное направление
2.1. Регионоведение как комплексная научная дисциплина. Объект и предмет регионоведения. Суммативность предмета в регионовдении. Проблемы становления регионологии. Регионоведение и регионалистика. Регионоведение и страноведение. Регионовдение и краеведение. Лекции 1 2 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Работа с системой MARC. Районирование Китая Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Изучение MARC и работа с контурной картой Сам. работа 1 10 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Методология современного регионовдения
3.1. Понятие теория, подход, парадигма. Методология научных исследований. Философские методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др. Общенаучные методы. Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении. Частнонаучные методы.Научные программы. Базы данных Лекции 1 6 ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Подготовка аналитической записки, включающая физико-географическое опискание региона КНР и его экономического положение. Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Понятие базы данных. Работа в Excell и Access Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. сбор материала для аналитической записки и базы данных Сам. работа 1 6 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регион в научном дискурсе
4.1. Понятие регион в научном дискурсе. Географический, политический, экономический, этнический, территорально-административный подходы к региону. Западные и отчественные подходы к понятию регион. Лекции 1 6 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Теории регионоведения Практические 1 2 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Работа с источниками и литературой Сам. работа 1 4 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Физико-географическое описание выбранного региона КНР.
2. Территориально-административное выбранного региона КНР.
3. Составить отметить на карте КНР регионы Китая, опираясь на MARC
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред. РЕГИОНАЛИСТИКА. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ststs.gov.cn
Э2 bkrs.info
Э3 fgosvo.ru
Э4 https://www.loc.gov/marc/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, кабинет для самостоятельной работы студентов.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.