МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историография Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 138 138 138 138
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доц. И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н.,доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Историография Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202. Квалификация (степень) - Бакалавр

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выделить и охарактеризовать основные этапы развития отечественного и зарубежного китаеведения, систематизировать достижения современной синологии, обосновать проблемное поле современной историографии истории Китая.
Задачи курса: Определить хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае; познакомить студентов с деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественного востоковедения; раскрыть процесс организации преподавания китаеведческих дисциплин в России и зарубежом; выявить вклад русских ученых в организацию преподавания китайского языка в России; сформировать у студентов общие представления о развитии востоковедной науки в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае;
основные этапы и закономерности в развитии научного китаеведения;
основные этапы профессионального и жизненного пути выдающихся русских ученых - исследователей Китая; содержание проблемного поля современной отечественной историографии истории Китая; категориальный и понятийный аппарат дисциплины; библиографию истории Китая; базовые понятия историографии, основополагающие принципы историографии как научной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий и их отражение в отечественной и зарубежной историографии, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи и структура курса
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Работа с терминологическим словарем курса Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Развитие научных знаний о Китае в европейской науке с эпохи древности до рубежа XVI–XVII в.
2.1. Уровень знаний о Китае в европейской научной мысли в древности и средневековье Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Средневековые европейские путешествия в Центральную Азию и Китай. Миссия Плано Карпини. Посольство Гильома де Рубрука. Марко Поло и его вклад в изучение Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Зарождение русского китаеведения (XVII в.)
3.1. Первые известия о Китае в России. Организация и осуществление первых дипломатических посольств Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Освоение Южной Сибири русскими в XVIII в. Выход на рубежи Центральной Азии и Китая Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Работа с историческими документами по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине и ее вклад в становление научного китаеведения в России
4.1. Причины и исторические обстоятельства учреждения Российской духовной миссии в Пекине. Отличительные черты русского китаеведения XVIII в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Научно-исследовательская деятельность РДМ. И. Россохин, А.Л. Леонтьев, А. Владыкин. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка презентации по теме «Дипломатическая деятельность РДМ в XVIII - XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Бичурин и его вклад в развитие отечественного китаеведения
5.1. Жизненный путь Н.Я. Бичурина. Пекинский период научной работы Бичурина. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Петербургский период научной деятельности Н. Я. Бичурина. Вклад Н.Я. Бичурина в пропаганду и разработку методики преподавания китайского языка. Анализ основных научных трудов по истории Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Развитие отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Китай в работах П.И. Кафарова и К.А. Скач
6.1. Основные черты и достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Вклад П.И. Кафарова и К.А. Скачкова в развитие отечественного китаеведения. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Анализ научных работ П.И. Кафарова Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Анализ научных работ П.И. Кафарова Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. В.П. Васильев и формирование национальной китаеведческой школы
7.1. Формирование научных центров в России. Основные труды Васильева по истории Китая и сопредельных стран. Значение рукописного наследия В.П. Васильева Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. В.П. Васильев как исследователь буддизма. Научные труды отечественных ученых в области китайской идеологии и литературы Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Анализ научных работ В.П. Васильева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Достижения отечественной синологии во второй половине XIX в.
8.1. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. Связи русского китаеведения с западноевропейской синологией. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Достижения европейской синологии второй половины XIX в. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Составление словаря персоналий «Ученые - исследователи Китая XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Развитие отечественного китаеведения в начале XX в. Вклад В.М. Алексеева в развитие отечественной синологии
9.1. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке. Восточный факультет Петербургского университета в начале XX в. Основные достижения отечественной синологии в начале XX в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Научные исследования А.И. Иванова и В.М. Алексеева в области политической истории и духовной культуры Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.3. Анализ научных работ В.М. Алексеева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Основная проблематика советского китаеведения. Основные направления исследований отечественной синологии на современном этапе.
10.1. Становление советской историографии. Китаеведение в СССР во второй половине XX в. Анализ исследований в России. Круг проблем и основные направления исследований. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.3. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.4. Основные тенденции развития зарубежной синологии на современном этапе Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.5. Анализ научных работ по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.6. Подготовка к зачету (с оценкой) Сам. работа 6 30 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Илларион Россохин и начало изучения маньчжурского и китайского языков в России.
2. А. Л. Леонтьев и его преподавательская и научная деятельность.
3. Труды по маньчжуристике Антона Владыкина. Учебные пособия и словари А. Владыкина по маньчжурскому языку.
4. К.А. Скачков в составе Тринадцатой духовной миссии в Пекине. Изучение К.А. Скачковым вопросов сельского хозяйства в Китае, фольклора, быта китайских крестьян.
5. Этнографические записки о народах Синьцзяна в дневниках К.А. Скачкова.
6. Составление К.А. Скачковым ценной коллекции китайских рукописей по истории Синьцзяна. Собрание уникальной библиотеки редких книг, рукописей, карт на китайском языке.
7. Изучение К.А. Скачковым вопросов русско – китайской торговли.
8. Китаеведы русской Маньчжурии.
9. Национальная организация «исследователей-пржевальцев» и другие научные общества Харбина; их роль в изучении Северного и Северо-Восточного Китая.
10. Н.И. Конрад как китаевед
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Наумова Г.Р. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Историография Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, истории России, этнографии региона. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (42 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.