МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дипломатии региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.Б. Бочкарева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рабочая программа дисциплины
История дипломатии региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - состоит в характеристике основных принципов формирования внешней политики, форм и методов организации дипломатической службы и дипломатической практики, их своеобразие на примере изучаемого региона.
Задачи курса:
- добиться глубокого понимания студентами основных положений теории дипломатии и свободного владения ее категориями и понятиями;
- привить им навыки подготовки и реализации всех основных форм и видов дипломатических контактов;
- приучить студентов к соблюдению норм и правил поведения дипломата в дипломатическом корпусе;
- начать работу по освоению ими навыков и умения написания основных дипломатических документов;
- ознакомить студентов с современными нормами дипломатического протокола и этикета;
- помочь студентам овладеть современными методами поиска и нахождения информации по проблемам дипломатии и международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления работы в загранпредставительствах; содержание нормативно-правовых документов, регулирующих эту сферу международной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ внешней политики КНР и РФ с точки зрения категорий: национальный интерес, внешнеполитический ресурс, цели, задачи; составлять сценарии протокольного обеспечения международных встреч.
работать в команде, коллективно вырабатывать и принимать решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет опыт составления разных типов документов дипломатической службы, нормами дипломатического этикета и протокола
правилами нормами поведения в ходе официальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Дипломатия как наука и искусство. Источники дипломатического права. Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений.
2.1. Конституционные органы внешних сношений КНР и РФ Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. МИД КНР и РФ: структура и функции. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Дипломатические представительства за рубежом
3.1. Классы глав загранпредставительств. Открытие загранпредставительства Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Постоянные представительства при международных организациях Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Конспектирование статей Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Информационно аналитическая работа в посольстве
4.1. Требования к внешнеполитической информации. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Источники информации. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Дипломатические контакты и беседы. Виды внутриведомственной переписки. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Дипломатическая переписка
5.1. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Международные переговоры
6.1. Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Переговорная стратегия и тактика. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Конспектирование статей Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Дипломатический протокол
7.1. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Дипломатические приемы. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Экономическая и культурная дипломатия
8.1. Экономическая дипломатия. Культурная дипломатия. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Конспектирование статей Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
9.1. Категории «Национальный интерес» и «внешнеполитический ресурс» Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Теоретические подходы к процессу принятия решений Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.4. Процесс разработки и принятия внешнеполитических решений в США и РФ Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.5. Государственные и партийные органы в процессе принятия внешнеполитических решений в КНР Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.6. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Теоретическое обоснование внешней политики
10.1. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (80-е гг. XX – начало XXI в. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.2. Подготовка к семинарским занятиям Сам. работа 7 9 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э2 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.