МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религий Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История религий Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами данного курса должно способствовать формированию целостного взгляда на духовную культуру Китая; пониманию студентами сущности религии как явления духовной культуры; взаимодействия религии и культуры в процессе исторического развития китайского общества.
Цель:
проанализировать архаико-мифологические представления китайского общества,
выделить основные образы – мифологемы;
обосновать религиозную систему китайского общества, проследить эволюцию религиозных воззрений от народной веры до религиозного синкретизма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития религии Китая,
основные религиозно этические учения,
основные религиозные конфессии Китая,
категориальный и понятийный аппарат дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой,
оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины,
участвовать в дискуссиях на профессиональные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью критического суждения о религиозной культуре Китая,
понятийным и категориальным аппаратом дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Китайская мифология. Народные верования и культы
1.1. Мифологические представления: основные сюжеты. Религиозные верования древних китайцев эпохи неолита. Становление и развитие государственных культов. Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные тенденции развития древнекитайской мифологии Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Формирование и развитие китайских народных верований и культов Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проникновение и утверждение буддизма в Китай
2.1. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. Проблема китаизации буддизма Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Основные этапы проникновения буддизма в Китай Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Формирование китайских буддийских школ
3.1. Школы Фасян и Саньлунь. Школа Хуаянь. Школа Тяньтай. Школа Чжэньянь. Школа Цзинту. Школа Чань Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Региональные особенности буддизма Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Проведение сравнительного анализа деятельности китайских буддийских школ Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Работа с глоссарием Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Иностранные конфессии в Китае
4.1. Распространение ислама в Китае. Китайская мусульманская община. Христианство в Китае. Распространение католичества. Проникновение протестанства Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.2. История и современное положение православной церкви в Китае Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Религиозное пространство современного Китая
5.1. Проблема религиозного синкретизма в современном Китае. Состояние иностранных конфессий. Современное религиозное сознание китайского общества Лекции 8 6 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Политика КПК в отношении религии. Проблема государственного контроля над религиозными учреждениями Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1
5.3. Работа с глоссарием Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л2.1, Л1.3
5.4. Подготовка к зачету Сам. работа 8 32 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История религий Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Буддизм в период правления династии Юань.
2. Образ буддиста в Китае. Рост буддийских монастырей и храмов в эпоху раннего средневековья.
3. Основание культа будды грядущего Майтрейи.
4. Вклад в процесс китаизации буддизма Хуэй-юаня.
5. Место в буддийском пантеоне Гуань – инь.
6. Эпоха Тан – «золотой век» буддизма или начало его упадка.
7. Критика буддийских идей мыслителями и учеными эпохи.
8. Политически и экономические причины изменения статуса буддизма.
9. Антибуддийские декреты 842-845 гг.
10. Китайские буддийские школы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетникова, Л.С. Из истории религий и учений Востока: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/3CCF6190-0323-4BE0-BCDB-1CD60C1EBE06
Л1.3 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 1 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/4B17561D-669C-4B78-A640-198B8B0BDCFF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.