Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Глазунов Д.А.
1.1. | Освоение студентами данного курса должно способствовать формированию целостного взгляда на духовную культуру Китая; пониманию студентами сущности религии как явления духовной культуры; взаимодействия религии и культуры в процессе исторического развития китайского общества. Цель: проанализировать архаико-мифологические представления китайского общества, выделить основные образы – мифологемы; обосновать религиозную систему китайского общества, проследить эволюцию религиозных воззрений от народной веры до религиозного синкретизма. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-7 | способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации |
ОПК-10 | способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития религии Китая, основные религиозно этические учения, основные религиозные конфессии Китая, категориальный и понятийный аппарат дисциплины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, участвовать в дискуссиях на профессиональные темы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью критического суждения о религиозной культуре Китая, понятийным и категориальным аппаратом дисциплины |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Китайская мифология. Народные верования и культы | ||||||
1.1. | Мифологические представления: основные сюжеты. Религиозные верования древних китайцев эпохи неолита. Становление и развитие государственных культов. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Основные тенденции развития древнекитайской мифологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Формирование и развитие китайских народных верований и культов | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Написание эссе по теме лекции | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Проникновение и утверждение буддизма в Китай | ||||||
2.1. | Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. Проблема китаизации буддизма | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Основные этапы проникновения буддизма в Китай | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Формирование китайских буддийских школ | ||||||
3.1. | Школы Фасян и Саньлунь. Школа Хуаянь. Школа Тяньтай. Школа Чжэньянь. Школа Цзинту. Школа Чань | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.2. | Региональные особенности буддизма | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.3. | Проведение сравнительного анализа деятельности китайских буддийских школ | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.4. | Работа с глоссарием | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Иностранные конфессии в Китае | ||||||
4.1. | Распространение ислама в Китае. Китайская мусульманская община. Христианство в Китае. Распространение католичества. Проникновение протестанства | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.2. | История и современное положение православной церкви в Китае | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.3. | Написание эссе по теме лекции | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Религиозное пространство современного Китая | ||||||
5.1. | Проблема религиозного синкретизма в современном Китае. Состояние иностранных конфессий. Современное религиозное сознание китайского общества | Лекции | 8 | 6 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Политика КПК в отношении религии. Проблема государственного контроля над религиозными учреждениями | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Работа с глоссарием | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л2.1, Л1.3 |
5.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 32 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История религий Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Буддизм в период правления династии Юань. 2. Образ буддиста в Китае. Рост буддийских монастырей и храмов в эпоху раннего средневековья. 3. Основание культа будды грядущего Майтрейи. 4. Вклад в процесс китаизации буддизма Хуэй-юаня. 5. Место в буддийском пантеоне Гуань – инь. 6. Эпоха Тан – «золотой век» буддизма или начало его упадка. 7. Критика буддийских идей мыслителями и учеными эпохи. 8. Политически и экономические причины изменения статуса буддизма. 9. Антибуддийские декреты 842-845 гг. 10. Китайские буддийские школы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Решетникова, Л.С. | Из истории религий и учений Востока: учебное пособие | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 2 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2016 | www.biblio-online.ru/book/3CCF6190-0323-4BE0-BCDB-1CD60C1EBE06 |
Л1.3 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 1 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2016 | www.biblio-online.ru/book/4B17561D-669C-4B78-A640-198B8B0BDCFF |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER? | |||
Э3 | http://sbiblio.com/biblio/ | |||
Э4 | Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |