МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Синьцзяна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История Синьцзяна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выявить и обосновать основные этапы исторического развития Синьцзяна, рассмотреть геополитическое положение Синьцзяна, определить роль и место Синьцзяна в общественно-политической, социально-экономической и культурной стратегии Китая; рассмотреть основные этапы этнической истории региона; охарактеризовать традиции, культуру, особенности менталитета народов региона; рассмотреть процесс политического становления региона; проанализировать изменение статуса Синьцзяна в международных отношениях в Центральной Азии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности социальной, экономической, политической структуры Синьцзяна; характер этнических процессов, проблем этногенеза в регионе; роль и место Синьцзяна в истории Китая
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные социальные, этнокультурные и политические проблемы региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.
1.1. Синьцзян в древности Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Изучение Синьцзяна русскими учеными и путешественниками XIX - XX в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Анализ китайской историографии о взаимоотношениях империи Хань с государствами и народами Западного края. Вклад русских ученых в изучение истории Синьцзяна. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2.
2.1. Синьцзян в эпоху господства тюркских каганатов Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Составление терминологического словара по теме "Синьцзян в древности и раннем средневековье" Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3.
3.1. Джунгарское ханство в истории Синьцзяна Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Цинская империи и Джунгарское ханство в конце XVII – середине XVIII в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Борьба ойратов с Могулистаном, казахами и Алтын-ханами. Образование Джунгарского ханства. Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Политика цинского правительства в Синьцзяне во второй половине XVIII – начале XIX вв.
4.1. 1. Превращение Джунгарии и Восточного Туркестана в наместничество Синьцзян. Особенности административного устройства 2. Изменение этнической карты региона. Экономическая политика маньчжурского правительства в Синьцзяне 3. Взаимоотношения цинского Китая с казахскими жузами и Средней Азией Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Национально-религиозная политика Цинов в Синьцзяне. Взаимоотношения цинского Китая с Россией. Положение коренных народов Синьцзяна в составе Цинской империи. Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.3. 1. Халхаско-ойратская война 1688 г. и позиция Китая 2. Первая джунгаро-цинская война. 1690-1697 гг. и ее результаты. 3. Возвышение Джунгарии и вторая джунгаро-цинская война 1717-1722 гг. 4. Джунгарское ханство в период наибольшего могущества (первая половина XVIII в.) 5. Упадок Джунгарского ханства Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Освободительная борьба народов Синьцзяна против цинского владычества в первой половине XIX в.
5.1. 1. Социально-экономическое положение народов Синьцзяна в конце XVIII- начале XIX вв. 2. Антицинская борьба народов Синьцзяна в 20–40-е гг. XIX в. 3. Роль кокандского фактора в национально-освободительной борьбе народов Синьцзяна первой половины XIX в. Восстание уйгур под руководством Валихана-тюре в 1857 г. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Начало национально-освободительной борьбы мусульманских народов против маньчжуро-китайского владычества. Восстание в Уч-Турфане в 1765 г. Движение ходжей и позиция Коканда. Восстание «семи ходжей» в 1847 г Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Мусульманские восстания в Синьцзяне в 1864–1877 гг. Политика Цинской империи в регионе в последней трети XIX в.
6.1. 1. Национально-освободительное движение мусульманских народов в Синьцзяне в начале 60-х гг. XIX в. Восстание в Кучаре и Кульдже и их последствия 2. Образование независимого исламского государства Йэттишар. Политика Якуб-бека 3. Вторичное завоевание Цинской империей Синьцзяна. Завершение национально-освободительного движения в Синьцзяне в 70-х гг. XIX в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Предпосылки и причины нового подъема национально-освободительного движения мусульманских народов Синьцзяна в начале 60-х гг. ХIХ в. Дунганский фактор. Образование независимых исламских государств Кульджинского султаната, Дунганского союза городов. Ликвидация Якуб-беком Дунганского султаната. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Русско-китайские отношения в Центральной Азии в 60-90-е гг. ХIХ в.
7.1. 1. «Илийский вопрос» в русско-китайских отношениях 2. Основные этапы русско-китайского разграничения в Центральной Азии во второй половине XIX в. 3. Усиление экономического и политического влияния России в Синьцзяне в конце 90-х XIX в. – начале XX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Политика России в Синьцзяне. 1.Политика невмешательства России в события в Синьцзяне и ее последствия. 2. Чугучакский договор 1864 г. 3. "Кульджинский вопрос" в русско-китайских отношениях. 4. Оккупация Россией Кульджинского султаната в 1871г. Взаимоотношения России с государством Йэттишар. 4. Ливадийский(1879г.) и Петербургский (1881г.)договоры. Завершение русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Отношение центральных и местных властей России к восстанию. Русско-китайские переговоры о возвращении Кульджинского края Китаю Оккупация Илийского края. Передача Илийского края Китаю. Исход мусульман в пределы России. Характер миграции в приграничных областях Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Экономическое и политическое развитие Синьцзяна в XIX – начале XX в.
8.1. 1. Общая характеристика экономического развития региона в XIX – начале XX в. 2. Формирование и развитие промышленной базы в Синьцзяне 3. Синьцзян в системе торговых отношений в XIX – начале XX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Синьцзян на рубеже столетий. 1.Административные преобразования в Синьцзяне в 80-90-е гг. ХIХ в. 2. Образование Алтайского округа. 3. Синьхайская революция в Синьцзяне. 4. Национально-освободительное движение в Монголии в 1911-1913 гг. и позиция властей Синьцзяна. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Позиции России в Синьцзяне, причины падения престижа России в Центральной Азии. Усиление позиций в Синьцзяне западных держав и Японии. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Синьцзян после Синьхайской революции (1911-1929 гг.)
9.1. Советско-синьцзянские отношения в 1917-1928 гг. Новые принципы в политике Советского государства по отношению к Китаю. Белая эмиграции в Синьцзяне. Разгром советскими войсками войск генерала Бакича. Ликвидация атамана Дутова. Судьба атамана Анненкова. Советско-китайский "илийский" протокол 1920 г. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Особенности внутриполитического развития Синьцзяна и национальные движения коренных народов провинции в 30-х-40-х гг. ХХ века
10.1. 1. Причины, характер и движущие силы повстанческого движения коренных народов Синьцзяна в 1931-1934 гг. 2. Роль Советского Союза в политической и экономической жизни Синьцзяна в 1933- 1943 гг. 3. Восстание 1944-1949 гг. в трёх северных округах. Создание, деятельность Восточно-Туркестанской республики. 4. Позиция СССР в отношении ВТР. Взаимоотношения ВТР и Гоминьдана. ВТР и КПК. 5. Вступление в Синьцзян НОАК и ликвидация ВТР. Гибель руководства ВТР Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.2. Внутриполитическая борьба в Синьцзяне и позиция СССР. Конец 20-х - 30-е гг. Убийство Ян Цзэнсиня. Политика Цзинь Шужэня. Восстание в Хами в 1931 г. Вмешательство в события в Синьцзяне дунганского генерала Ма Чжунина. Приход к власти в Синьцзяне Шен Шицая. Роль белой эмиграции в гражданской войне в Западном Китае. Сотрудничество Шен Шицая с СССР. Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 11. Социально-экономическое развитие и особенности реализации районно-национальной концепции в Синьцзяне в 50 – 70- е гг. ХХ в.
11.1. 1. Экономические и политические реформы в Синьцзяне после прихода к власти Коммунистической партии Китая. Создание Синьцзян-Уйгурского автономного района. 2. Синьцзян – Уйгурский автономный район в период «великих потрясений» (вторая половина 50-х – 60-е гг.). 3. Начало экономического оздоровления. Промышленно-экономический комплекс Синьцзяна в 70-е гг. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.2. Социально-экономическое развитие Синьцзяна накануне образования КНР 1.Политическая обстановка в Синьцзяне в конце 40-х гг. XX в. 2. Характерные черты развития промышленности Синьцзяна. 3. Сельское хозяйство Синьцзян: вопросы земельной собственности, характер производственных отношений. 4. Торгово-экономические отношения Синьцзяна с Советским Союзом накануне образования КНР. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.3. Синьцзян в годы антияпонской и второй мировой войны. 1937-1945 гг. Нападение Японии на Китай в 1937 г. и превращение Синьцзяна в важнейшую базу сопротивления Японии. "Шесть народных принципов" Шен Шицая. Нападение Германии на СССР и изменение характера советско-синьцзянских отношений. Наступление реакции в Синьцзяне и разрыв отношений с СССР. Отставка Шен Шицая Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 12. СУАР в конце XX - начале XXI в.
12.1. 1. Общая физико-географическая характеристика региона. Природные ресурсы 2. Экономическое развитие СУАР КНР в конце XX - начале XXI в. 3. Основные аспекты национальной и религиозной политики КНР в Синьцзяне в конце XX - начале XXI в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
12.2. Административно-территориальное устройство и система управления СУАР Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
12.3. Подготовка к зачету Сам. работа 7 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Этнолингвистическая ситуация в Центральной Азии в начале I тыс. н.э.
2. Концепции этнической истории древнетюркских племен. Образование Тюркского каганата и его роль в истории Синьцзяна.
3. Установление власти Уйгурского каганата. Государство Караханидов.
4. Синьцзян в период монгольского завоевания.
5. Утверждение господства ойратов на Алтае и в Семиречье.
6. Джунгаро-казахские отношения.
7. Становление отношений между Цинской империей и Джунгарского ханства. Джунгаро-цинские войны и их последствия.
8. Первая джунгаро-цинская война. 1690-1697 гг. и ее результаты.
9. Агрессия Цинской империи против Джунгарии в 1729-1733 гг.
10. Завоевание Цинской империей Джунгарии и Восточного Туркестана в 1755-1759 гг.
11. Военные вторжения в Горный Алтай и Казахстан.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://www.nlr.ru
Синология.Ру: история и культура Китая. Режим доступа: http://www.synologia.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История Синьцзяна» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 8 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.