Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-2-2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 168 | 168 | 168 | 168 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель – представить в целостном виде историю народов населявших Алтай и продемонстрировать общие и особенные черты их развития в древности и средневековье. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о материалах по археологии Алтая; - о ключевых событиях древней и средневековой истории Алтая; - историко-географические и этнокультурные характеристики изучаемого региона; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - различать категории археологических памятников; - определять этнокультурную принадлежность древних и средневековых памятников; - использовать научную литературу по темам курса. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - теоретическими основами и инструментарием историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия; - навыками критического анализа научной информации по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований; - современными методами исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древняя история Алтая | ||||||
1.1. | Алтай как историко-географическая область | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Алтай в каменном веке | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Алтай в каменном веке | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Палеолитические памятники Алтая | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Неолитические памятники Алтая | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Алтай в бронзовом веке | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Алтай в бронзовом веке | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Алтай в раннем железном веке | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Пазырыкская культура Алтая | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Каменская культура Алтая | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Каменская культура Алтая | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Средневековая история Алтая | ||||||
2.1. | Алтай в раннем средневековье | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Одинцовская культура Алтая | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Тюркская культура Алтая | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Сросткинская культура Алтая | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Алтай в развитом средневековье | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Алтай в позднем средневековье | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Историко-географические особенности территории Алтая. 2. Антропогенез на территории Алтая в каменном веке. 3. Палеолит Алтая. 4. Мезолит Алтая. 5. Неолит Алтая. 6. Культурногенетические процессы на территории Алтая в бронзовом веке. 7. Энеолит Алтая. 8. Елунинская культура. 9. Андроновская культура. 10. Ирменская культура. 11. Культурногенетические процессы на территории Алтая в раннем железном веке. 12. Бийкенская, майэмирская и большереченская культуры. 13. Пазырыкская культура. 14. Каменская, староалейская и быстрянская культуры. 15. Булан-кобинская культура. 16. Кулайская и майминская культуры. 17. Этнокультурные процессы на территории Алтая в раннем средневековье. 18. . Тюркская культура. 19. Одинцовская культура. 20. Сросткинская культура. 21. Кыргызская культура. 22. Этнокультурные процессы на территории Алтая в развитом средневековье. 23. Культура горно-алтайских племен в монгольское время. 24. Кармацкая культура. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Алтай в каменном веке. 2. Алтай в бронзовом веке. 3. Алтай в раннем железном веке (скифо-сакское время). 4. Алтай в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время). 5. Алтай в раннем средневековье. 6. Алтай в развитом средневековье. Темы рефератов 1.Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Алтая. 2.Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Алтая. 3.Специфика присваивающего хозяйства в неолите Алтая. 4.Ранняя производящая экономика Горного Алтая. 5.Ранняя производящая экономика Степного Алтая. 6.Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности. 7.Ранние кочевники Горного Алтая: специфика хозяйства. 8.Ранние кочевники Степного Алтая: специфика хозяйства. 9.Поздние кочевники Горного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. 10.Поздние кочевники Степного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень тем практических заданий 1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Алтая». 2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Алтая». 3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Алтая». 4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Алтая». 5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня на Алтае». 6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Алтая». Перечень тем тестовых заданий 1. Насколько географических провинций делиться горная система Алтая? а) две б) три + в) четыре 2. На каком памятнике был выделен новый вид древнейшего человека? а) Денисовая пещера + б) Чагырская пещера в) Усть-Канская пещера 3. В какую эпоху на Алтае появляется рыболовство? а) мезолит б) неолит + в) энеолит 4. Когда на Алтае появляется гончарное производство? а) в неолите + б) в энеолите в) в бронзовом веке 5. Население, какой культуры было первыми металлургами на Алтае? а) афанасьевской + б) андроновской в) большереченской 6. Какие из перечисленных культур относятся к бронзовому веку, а какие к раннему железному веку? (поставьте буквы Б и Ж у нужных культур) а) елунинская Б б) каменская Ж в) андроновская Б г) староалейская Ж д) ирменская Б е) быстрянская Ж 7. Отметьте три культуры, существовавшие на Алтае в эпоху средневековья. а) булан-кобинская культура б) кармацкая культура + в) пазырыкская культура г) сросткинская культура + д) кулайская культура е) тюркская культура + 8. Какой титул носил правитель тюркской державы? а) шаньюй б) каган + в) хан 9. Монеты, каких трех народов найдены в памятниках сросткинской культуры? а) согдийцы б) китайцы + в) персы г) арабы + д) тюргеши + 10. В состав, какого монгольского государства входила территория Горного Алтая и Лесостепного Алтая? (поставьте буквы Г и Л у названия нужного государства) а) Империя Юань Г б) Золотая Орда Л |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
Л1.2 | Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. | Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учебное пособие | Барнаул: ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тишкин А.А. | Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография | Барнаул: Азбука, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Добровольская М.В. | Археология: учебное пособие | М.: Прометей, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Петров Н.И. | Археология: учебное пособие | Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура Алтая - Средневековье (середина 1 тыс. - середина 2 тыс. н.э.) | // http://www. kyltyra-altaia.ucoz.ru | ||
Э2 | Алтай в средневековье | // http://www. althisto.ru | ||
Э3 | История Алтая с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]. Режим доступа: | www.althisto.ru | ||
Э4 | Древности Алтая | // http://www. e-lib.gasu.ru | ||
Э5 | Алтай в средневековье | // http://www. althisto.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Алтая, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого региона; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований; использовать современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических и тестовых заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. Тестовые задания студенты выполняют на семинарских занятиях письменно. При подготовке ответов на вопросы практических и тестовых заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Алтай в древности и средневековье», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |