Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов
1.1. | Раскрыть процессы формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и фукционирования колониальных империй, специфику взаимоотношений народов Востока в условиях жесткой иерархичности морового пространства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОК-7 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и закономерности исторического развития стран Востока |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи концептуальных идей и практического политического развития государства; применять методы научного познания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-вспомогательной и учебно-организационной работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий | ||||||
1.1. | Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Япония в период правления сегунов дота Токугава (XVII-XIX вв.) | ||||||
2.1. | Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Могольская Индия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.) | ||||||
3.1. | Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии | ||||||
4.1. | Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Иран в XVIII – первой половине XIX вв. | ||||||
5.1. | Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Османская империя в XVIII – середине XIX вв. | ||||||
6.1. | Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). | Практические | 4 | 4 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.4. | Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны | ||||||
7.1. | Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. | Практические | 4 | 4 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Подготовка к итоговой аттестации | Сам. работа | 4 | 27 | ОК-2, ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Характер и особенности младотурецкой революции в Турции (1908-1913) 2. Основные этапы и характер иранской революции (1906-1911) 3. Япония в эпоху Мэйдзи (1860-е гг.) 4. Революция и преобразования Мэйдзи. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX в. 5. Иран в политике держав Запада XVIII –начала XX в. 6. Брианская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны» 7. Основные формы и колониальной эксплуатации в первой половине XIX в. 8. Начало буржуазно-национального движения в Индии. Создание Всеиндийского национального конгресса 9. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига 10. Первая англо-афганская война (1838 – 1842) 11. Общая характеристика социально- экономического и политического развития Ирана к началу XIX в. 12. Бабидское восстание в Иране 1848-1852 гг. предпосылки, ход событий, историческое знание. 13. Предпосылки революции 1906-1911 гг. в Иране. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на Иран. 14. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии 15. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX в. 16. Эволюция констиционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX – начале XX в. 17. Восточные страны и народы в общей схеме Великих географических открытий XVI-XVIII вв. 18. Общее и особенное в реформаторских процессах в странах Азии XIX в. (Турция, Иран, Япония) 19. Специфика Османской имперской системы 20. Танзимат, его этапы и содержание (1820-1870 –е гг.) 21. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. С. Васильев. — | ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л. С. Васильев. — | ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/ | |||
Э2 | «Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html | |||
Э3 | www.asia-china.ru/... | |||
Э4 | http://russian.people.com.cn/ | |||
Э5 | ru.wikipedia.org/. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |