МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История стран Востока в новое и новейшее время

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., проф. Ю.А. Лысенко, ст. преп. Н.С. Юферова

Рецензент(ы):
д.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История стран Востока в новое и новейшее время

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть процессы формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и фукционирования колониальных империй, специфику взаимоотношений народов Востока в условиях жесткой иерархичности морового пространства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-7 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности исторического развития стран Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи концептуальных идей и практического политического развития государства; применять методы научного познания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-вспомогательной и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий
1.1. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Япония в период правления сегунов дота Токугава (XVII-XIX вв.)
2.1. Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Могольская Индия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.)
3.1. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии
4.1. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Иран в XVIII – первой половине XIX вв.
5.1. Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Османская империя в XVIII – середине XIX вв.
6.1. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Практические 4 4 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны
7.1. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Лекции 4 4 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Практические 4 4 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 4 27 ОК-2, ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Характер и особенности младотурецкой революции в Турции (1908-1913)
2. Основные этапы и характер иранской революции (1906-1911)
3. Япония в эпоху Мэйдзи (1860-е гг.)
4. Революция и преобразования Мэйдзи. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX в.
5. Иран в политике держав Запада XVIII –начала XX в.
6. Брианская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны»
7. Основные формы и колониальной эксплуатации в первой половине XIX в.
8. Начало буржуазно-национального движения в Индии. Создание Всеиндийского национального конгресса
9. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига
10. Первая англо-афганская война (1838 – 1842)
11. Общая характеристика социально- экономического и политического развития Ирана к началу XIX в.
12. Бабидское восстание в Иране 1848-1852 гг. предпосылки, ход событий, историческое знание.
13. Предпосылки революции 1906-1911 гг. в Иране. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на Иран.
14. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии
15. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX в.
16. Эволюция констиционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX – начале XX в.
17. Восточные страны и народы в общей схеме Великих географических открытий XVI-XVIII вв.
18. Общее и особенное в реформаторских процессах в странах Азии XIX в. (Турция, Иран, Япония)
19. Специфика Османской имперской системы
20. Танзимат, его этапы и содержание (1820-1870 –е гг.)
21. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/
Э2 «Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html
Э3 www.asia-china.ru/...
Э4 http://russian.people.com.cn/
Э5 ru.wikipedia.org/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.