Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Цель: подготовка студентов в области знаний по общей истории регионов Китая в рамках территории Тибета, с древнейших времен и до наших дней. Задачи: – сформировать представление об основных этапах истории развития Тибета; – определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности Тибета; – дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства Тибета; – показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы; – выявить ведущих политических и религиозных лидеров Тибета; – привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-3 | способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности социальной, экономической, политической структуры Тибета; характер этнических процессов, проблем этногенеза в регионе; роль и место Тибета в истории Китая |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные социальные, этнокультурные и политические проблемы региона специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса | ||||||
1.1. | Тибет в древности. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Особенности природно-климатических условий Тибета | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета | ||||||
2.1. | Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Тибет в древности и раннем средневековье. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в. | ||||||
3.1. | Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Маньчжурское влияние в Тибете | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Подготовка семинара | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Маньчжурское влияние в Тибете | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Подготовка к семинару. | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Тибет после образования КНР | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Интеграция Тибетского района в состав КНР | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | Подготовка к семинару. | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История Тибета" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Проникновение и распространение буддизма в Тибете. 2. Борьба религиозных партий в Тибете. Победа «желтошапочников». 3. Г. Цибиков – как исследователь Тибета. 4. Агван-Доржи и его роль в русско-тибетских отношениях. 5. Политика Англии в Тибете на рубеже ХIХ – ХХ вв. 6. Политика Цинской империи в Тибете в ХVIII – ХIХ вв. 7. Международно-правовой статус Тибета в 20–30-е гг. ХХ в. 8. Восстание в Тибете в 1959 г. и позиция великих держав. 9. Погребальная культура и похоронные ритуалы Тибета. 10. Административно-хозяйственная система буддийских монастырей Тибета. 11. Религиозные и политические лидеры Тибета (XVII – XVIII вв.). 12. Тибето-китайские отношения (XXVII – XVIII вв.). 13. Русско-тибетские отношения (начало XX в.). 14. Оккупация Лхасы Китаем (1910 г.). 15. Политика Далай-ламы XIII и проблема суверенитета Тибета. 16. Конфессиональный фактор во внешней политике тибетского правительства. 17. Британо-тибетские отношения и военная экспедиция Янгхасбенда (1903 г.). 18. Тибет в составе КНР. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Элбакян Е. С. | ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме | buddhism.org.ru | ||
Э4 | Введение в буддологию: курс лекций | anthropology.ru | ||
Э5 | История Тибета и современность / Портал о странах и народах | www.portalostranah.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История Тибета» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |