МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Тибета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент И.Б. Бочкарева

Рабочая программа дисциплины
История Тибета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
подготовка студентов в области знаний по общей истории регионов Китая в рамках территории Тибета, с древнейших времен и до наших дней.
Задачи:
– сформировать представление об основных этапах истории развития Тибета;
– определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности Тибета;
– дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства Тибета;
– показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы;
– выявить ведущих политических и религиозных лидеров Тибета;
– привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности социальной, экономической, политической структуры Тибета; характер этнических процессов, проблем этногенеза в регионе; роль и место Тибета в истории Китая
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные социальные, этнокультурные и политические проблемы региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса
1.1. Тибет в древности. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Особенности природно-климатических условий Тибета Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовка к семинару Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета
2.1. Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Тибет в древности и раннем средневековье. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка к семинару Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в.
3.1. Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Маньчжурское влияние в Тибете Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовка семинара Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Маньчжурское влияние в Тибете Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Подготовка к семинару. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Тибет после образования КНР Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Интеграция Тибетского района в состав КНР Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Подготовка к семинару. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. ФОС по курсу "История Тибета" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проникновение и распространение буддизма в Тибете.
2. Борьба религиозных партий в Тибете. Победа «желтошапочников».
3. Г. Цибиков – как исследователь Тибета.
4. Агван-Доржи и его роль в русско-тибетских отношениях.
5. Политика Англии в Тибете на рубеже ХIХ – ХХ вв.
6. Политика Цинской империи в Тибете в ХVIII – ХIХ вв.
7. Международно-правовой статус Тибета в 20–30-е гг. ХХ в.
8. Восстание в Тибете в 1959 г. и позиция великих держав.
9. Погребальная культура и похоронные ритуалы Тибета.
10. Административно-хозяйственная система буддийских монастырей Тибета.
11. Религиозные и политические лидеры Тибета (XVII – XVIII вв.).
12. Тибето-китайские отношения (XXVII – XVIII вв.).
13. Русско-тибетские отношения (начало XX в.).
14. Оккупация Лхасы Китаем (1910 г.).
15. Политика Далай-ламы XIII и проблема суверенитета Тибета.
16. Конфессиональный фактор во внешней политике тибетского правительства.
17. Британо-тибетские отношения и военная экспедиция Янгхасбенда (1903 г.).
18. Тибет в составе КНР.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме buddhism.org.ru
Э4 Введение в буддологию: курс лекций anthropology.ru
Э5 История Тибета и современность / Портал о странах и народах www.portalostranah.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История Тибета» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.