МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические коллекции в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., профессор, Кунгуров А.Л.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Археологические коллекции в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научного изучения, описания, атрибуции и экспертизы археологических музейных коллекций в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки датирования и определения культурной принадлежности археологических музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с современными представлениями о научном описании, атрибуции и экспертизе археологических музейных артефактов;

2) рассмотреть критерии экспертизы и научного описания различных видов и типов археологических артефактов и коллекционных комплексов в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления, датировки и культурной проинадлежности;
3) изучить методы научного описания и анализа различных категорий археологических музейных предметов (украшения, предметы вооружения,снаряжение коня, керамика, металлические изделия, орудия труда из камня и металла);
4) сформировать навыки составления научного паспорта описания археологического музейного предмета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации
ПК-6 способность выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю образования и пополнения археологических коллекций в различных зарубежных и отечественных музеях.
Законодательныу базу, регулирующую обращение древних артефактов в нашей стране и за рубежом.
Законодательную базу, регулирующую процесс хранения и оборота археологических коллекций в музейном пространстве.
Специфику образования археологических музейных коллекций и особенности случайных находок.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять предварительное определение датировки и культурной принадлежности археологической коллекции.
Планировать и реализовывать процесс поступления археологических материалов в музейные фонды.
Организовать и регулировать работу по созданию экспозиционных выстовочных материалов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования современных методов исследования музейного археологического материала.
Владеть правилами и принципами заполнения приемной документации и ее оборотом.
Иметь опыт классифицирования и первчного описания археологического материала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие археологической коллекции.
1.1. Сложение (образование), причины формирования и музеефикация археологического комплекса. Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. Сам. работа 4 10 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Первые археологические коллекции и их особенности. Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. Сам. работа 4 8 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Формирование археологических коллекций в музеях Европы. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Европейские античные археологические коллекции и их специфика. Лекции 4 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.11. История исследования Помпеи. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. История исследования Помпеи. Сам. работа 4 8 ОПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Сложение современной системы учета и хранения археологических коллекций: законодательная база и документооорот. Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. Лекции 4 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.17. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. Практические 4 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.18. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. Сам. работа 4 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.19. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Лекции 4 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.20. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Государственные и муниципальные музеи. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.21. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Государственные и муниципальные музеи. Сам. работа 4 8 ОПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.22. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. Лекции 4 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.23. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. Практические 4 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.24. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. Сам. работа 4 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.25. Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.26. Археологические коллекции каменного века и особенности их хранения и экспонирования. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.27. Археологические коллекции периода поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.28. Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.29. Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. Сам. работа 4 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.30. Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.31. Антропологическая экспозиция и ее особенности. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.32. Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.33. Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.34. Цифровой документооборот археологических коллекций: специфика и перспективы развития. Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.35. Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.36. Компьютер и музей: цифровая обработка материалов. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.37. Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.38. Цифровая фото/видео и копировальная техника в музее и экспозиции. Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.39. Цифровой документооборот археологических коллекций: специфика и перспективы развития. Сам. работа 4 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы.
2. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье.
3. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона.
4. История исследования Помпеи.
5. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций.
6. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций.
7. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Государственные и муниципальные музеи.
8. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ.
9. Археологические коллекции каменного века и особенности их хранения и экспонирования.
10. Археологические коллекции периода поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования.
11. Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования.
12. Антропологическая экспозиция и ее особенности.
13. Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы.
14. Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение.
15. Компьютер и музей: цифровая обработка материалов.
16. Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Реферат-презентация "Археологическая экспозиция". Тематиа экспозиции по выбору студента. \не исключено использование тематики курсовой работы.
2. Деловая игра: "Защита экспозиционного проекта". Тематика мероприятия определяется после консультации с обучающимися.
3. Презентация "Археологическая экскурсия". Составляющей частью проекта планируются археологические экспозиционные материалы.
4. Презентация-реферат "Археологические музеи мира". \тематика выступлений определяется по согласованию с обучающимися.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Коллоквиум, кейс-задача, круглый стол (дискуссия), портфолио студента, проект-презентация, доклад (сообщение), творческое задание.
Пример:
Круглый стол (дискуссия)Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С. П. Грушин, И.И. Назаров История музейного дела России: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/942
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учебное пособие Барнаул: ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография Барнаул: Азбука, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экспертиза и атрибуция // http://www. rusculturexpertiza.ru
Э2 Атрибуция, интерпретация и презентация музейных коллекций // http://www. museum.ru
Э3 Археологические коллекции Омского историко-краеведческого музея // http://museum.omskelecom.ru/OGIK/acollogik.htm
Э4 Национальный археологический музей (Мадрид) // http://www.man.es/man/home.html
Э5 Smithsonian Institution National Museum of Natural History NMNH // http://naturalhistory.si.edu/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Необходимо использовать ряд специализированных археологических сайтов, наиболее известными из которых являются: Археология. Ру (http://www.archaeology.ru/); Сервер восточноевропейскаой археологии (http://archaeology.kiev.ua/); Археология России (http://www.archeologia.ru/) Полезно обращаться к сайтам академических институтов: института археологии РАН (http://www.archaeolog.ru/), института истории материальной культуры РАН (http://www.archeo.ru/rus/), института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН ( http://www.archaeology.nsc.ru/). С результатами новейших археологических исследований можно познакомиться в журнале «Российская археология».