МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История экономического развития Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.Б.Бочкарева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История экономического развития Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История экономического развития Китая" сформировать у студентов представление о характере взаимодействия общества и географической среды, основных закономерностях развития и функционирования экономической системы Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности экономического развития Китая с древности до настоящего времени; основные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества КНР
основные положения общегуманитарных теорий
стратегию и содержание экономических реформ в КНР.
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе полученных знаний давать комплексную характеристику современного состояния КНР, выделять особенности экономической системы КНР, давать оценку места КНР в системе мирохозяйственных связей
применять положения методологических концепций при анализе экономики КНР, проводить причинно-следственные связи происходящих в экономике КНР изменений
определить тип экономический систему КНР, основные факторы и проблемы экономического роста страны
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом с учетом специфики трактовки отдельных понятий в регионе специализации
навыками проведения межстранового сравнения
навыками самостоятельного поиска и анализа информации по конкретным вопросам экономического развития КНР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика Китая. Введение
1.1. Предмет курса. Теоретические подходы к анализу экономического развития: формационный, цивилизационный, мирсистемный подходы, теория постиндустриального общества. Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Изучение источников и литературы Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Экономика традиционного Китая.
2.1. Особенности традиционной экономической системы Китая. Характер землевладения в традиционном Китае. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Изучение источников и литературы Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Экономическое развитие Китая в колониальный период (середина XIX- - середина XX в.)
3.1. Экономическая модернизация Китая в колониальный период. Трансформация экономической структуры Китая под воздействием внешнего фактора. Концепция синтеза. Зарождение капиталистического уклада и его особенности. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Подготовка к семинару Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Образование КНР и складывание социалистической плановой экономики (1949-1978 гг.)
4.1. Программа экономической модернизации согласно концепции «Новой демократии» Мао Цзэдуна. Экономическая политика КПК в восстановительный период (1949-1952 гг.) Стратегия индустриализации КНР Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Индустриализация и складывание социалистической плановой модели экономики в КНР (1953-1957 гг.) Политика «Трех красных знамен» и ее результаты. «Большой скачек», коммунизация деревни Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Подготовка к семинарам. Самостоятельное изучение вопроса «Экономическое развитие в годы «культурной революции». Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.)
5.1. Стратегия и принципы экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) Реформа сельского хозяйства (80-е гг. XX - нач. XXI в.) Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Экономические реформы в Китае (80-е гг. XX – начало XXI в.) Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к терминологическому диктанту Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Структура экономики КНР (80-е гг. XX - начало XXI в.)
6.1. Изменения в отраслевой структуре экономики за годы экономических реформ Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Инновационная политика КНР Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Развитие Топливно-энерггетического комплекса КНР Размещение и развитие транспортной системы КНР Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Изучение источников и литературы. Подготовка к семнару Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Внешнеэкономическая стратегия: содержание и эволюция (80-е гг. XX - начало XXI в.)
7.1. Политика «открытости» во внешнеэкономической сфере, её место в общей стратегии реформ Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Политика открытости в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.). Вступление Китая в ВТО. Инвестиционная политика. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 6 11 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Размещение и развитие основных отраслей сельского хозяйства и промышленности Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Проблемы и перспективы экономического развития КНР
8.1. Проблемы социально-экономического развития КНР Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Влияние финансового кризиса 2008 г. на экономику КНР. Антикризисная политика КНР Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Подготовка и выступление с презентацией Сам. работа 6 12 ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Экономическая система традиционного Китая
2. Особенности становления капитализма в Китае во второй половине XIX – начале XXв.
3. Экономическое развитие Китая в период правления гоминьдана
4. Экономическая модель КНР в 1950-1970-е гг.
5. Социально-экономические концепции Мао Цзэдуна и их влияние на экономическое развитие КНР.
6. Стратегия и тактика экономических реформ в Китае (80-е гг. XX – нач. XXI в.)
7. Инвестиционная политика КНР (80-е гг. XX – нач. XXI в.)
8. Вступление Китая в ВТО.
9. КНР и экономические интеграционные процессы в АТР.
10. Экономическая политика Китая в государствах АСЕАН
11. Динамика экономических взаимоотношений России и КНР
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасбулатов Р. И. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Черная И.П. Геоэкономика: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.