Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История экономического развития Китая" сформировать у студентов представление о характере взаимодействия общества и географической среды, основных закономерностях развития и функционирования экономической системы Китая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-10 | способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем |
ОПК-11 | способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности экономического развития Китая с древности до настоящего времени; основные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества КНР основные положения общегуманитарных теорий стратегию и содержание экономических реформ в КНР. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | на основе полученных знаний давать комплексную характеристику современного состояния КНР, выделять особенности экономической системы КНР, давать оценку места КНР в системе мирохозяйственных связей применять положения методологических концепций при анализе экономики КНР, проводить причинно-следственные связи происходящих в экономике КНР изменений определить тип экономический систему КНР, основные факторы и проблемы экономического роста страны |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом с учетом специфики трактовки отдельных понятий в регионе специализации навыками проведения межстранового сравнения навыками самостоятельного поиска и анализа информации по конкретным вопросам экономического развития КНР |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономика Китая. Введение | ||||||
1.1. | Предмет курса. Теоретические подходы к анализу экономического развития: формационный, цивилизационный, мирсистемный подходы, теория постиндустриального общества. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка | Практические | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Изучение источников и литературы | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Экономика традиционного Китая. | ||||||
2.1. | Особенности традиционной экономической системы Китая. Характер землевладения в традиционном Китае. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Изучение источников и литературы | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Экономическое развитие Китая в колониальный период (середина XIX- - середина XX в.) | ||||||
3.1. | Экономическая модернизация Китая в колониальный период. Трансформация экономической структуры Китая под воздействием внешнего фактора. Концепция синтеза. Зарождение капиталистического уклада и его особенности. | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Образование КНР и складывание социалистической плановой экономики (1949-1978 гг.) | ||||||
4.1. | Программа экономической модернизации согласно концепции «Новой демократии» Мао Цзэдуна. Экономическая политика КПК в восстановительный период (1949-1952 гг.) Стратегия индустриализации КНР | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Индустриализация и складывание социалистической плановой модели экономики в КНР (1953-1957 гг.) Политика «Трех красных знамен» и ее результаты. «Большой скачек», коммунизация деревни | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Подготовка к семинарам. Самостоятельное изучение вопроса «Экономическое развитие в годы «культурной революции». | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) | ||||||
5.1. | Стратегия и принципы экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) Реформа сельского хозяйства (80-е гг. XX - нач. XXI в.) | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Экономические реформы в Китае (80-е гг. XX – начало XXI в.) | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к терминологическому диктанту | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Структура экономики КНР (80-е гг. XX - начало XXI в.) | ||||||
6.1. | Изменения в отраслевой структуре экономики за годы экономических реформ | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Инновационная политика КНР | Практические | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.3. | Развитие Топливно-энерггетического комплекса КНР Размещение и развитие транспортной системы КНР | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.4. | Изучение источников и литературы. Подготовка к семнару | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 7. Внешнеэкономическая стратегия: содержание и эволюция (80-е гг. XX - начало XXI в.) | ||||||
7.1. | Политика «открытости» во внешнеэкономической сфере, её место в общей стратегии реформ | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.2. | Политика открытости в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.). Вступление Китая в ВТО. Инвестиционная политика. | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 6 | 11 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.4. | Размещение и развитие основных отраслей сельского хозяйства и промышленности | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 8. Проблемы и перспективы экономического развития КНР | ||||||
8.1. | Проблемы социально-экономического развития КНР | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.2. | Влияние финансового кризиса 2008 г. на экономику КНР. Антикризисная политика КНР | Практические | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.3. | Подготовка и выступление с презентацией | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-2, ОПК-10, ОПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Экономическая система традиционного Китая 2. Особенности становления капитализма в Китае во второй половине XIX – начале XXв. 3. Экономическое развитие Китая в период правления гоминьдана 4. Экономическая модель КНР в 1950-1970-е гг. 5. Социально-экономические концепции Мао Цзэдуна и их влияние на экономическое развитие КНР. 6. Стратегия и тактика экономических реформ в Китае (80-е гг. XX – нач. XXI в.) 7. Инвестиционная политика КНР (80-е гг. XX – нач. XXI в.) 8. Вступление Китая в ВТО. 9. КНР и экономические интеграционные процессы в АТР. 10. Экономическая политика Китая в государствах АСЕАН 11. Динамика экономических взаимоотношений России и КНР |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хасбулатов Р. И. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Черная И.П. | Геоэкономика: Учебные пособия | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |