МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы иероглифики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель А.И. Лисакова

Рецензент(ы):
ст. преподаватель Н.В. Дикова

Рабочая программа дисциплины
Основы иероглифики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н. доцент Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н. доцент Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Научить правильно писать иероглифы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-14 способность владеть базовыми навыками чтения и аудирования текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение черты и ее виды, комбинирование черт, взаимоотношение между чертами, порядок написания черт в иероглифе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять количество черт в иероглифе, количество составных частей, выделять ключевую составную часть
правильно писать иероглифы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения типа иероглифа
писать иероглифы по правилам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы иероглифики
1.1. Структура современного китайского иероглифа Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Деструктирование иероглифов на составные части Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Определение черты и ее виды Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Деструктирование иероглифов по чертам Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Правило ломанной и двух черт Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Анализ предложенных согласно правилу ломанной и двух отдельных черт Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Комбинирование черт Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Анализ предложенных преподавателем иероглифов согласно различным комбинациям черт (различное количество, форма, положение, отношение между чертами) Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Взаимоотношение между чертами : соприкасающиеся черты, несоприкасающиеся черты, пересекающиеся черты Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Анализ иероглифов согласно взаимоотношениям между чертами Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.11. Порядок написания черт в иероглифе (основные правила) Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.12. Порядок написания черт в иероглифе (дополнительные правила) Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.13. Анализ иероглифов согласно порядку написания черт Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.14. Анализ иероглифов согласно порядку написания черт Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.15. Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 514 составных частей иероглифа Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.16. Анализ иероглифов, согласно аргументированному обоснованию Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.17. Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.18. Анализ иероглифов по правилам изменения написания черт Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.19. Виды иероглифов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.20. Анализ иероглифов, согласно видам иероглифов Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.21. Анализ предложенных преподавателем иероглифов, согласно структуре иероглифов Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.22. Структура иероглифов Практические 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.23. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 2 16 ОК-7, ОПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 [С. А. Ан и др.] Иероглиф в мировоззрении китайцев: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БКРС
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа
с мультимедиа проектором, экраном, ноутбуком, интерактивная доска, лингафонный класс, компьютерный класс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Китайская письменность – иероглифическая. Встречаются иероглифы и в других языках, испытавших влияние Китая – японском и, в меньшей степени, корейском. Во вьетнамском языке иероглифическая письменность использовалась до XX века. Перед изучающими эти языки особенно остро стоит вопрос, сколько нужно знать иероглифов, как их запомнить и, главное, не забыть.
СОснову обучения студентов по дисциплине составляют практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала практических занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.